Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: русская и зарубежная литература для школы Коллекция: русская и зарубежная литература для школы Коллекция: мировая художественная культураМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » О » Островский, Александр Николаевич » БИОГРАФИЯ АВТОРА


Александр Николаевич Островский (1823-1886)
Родился 31 марта (12 апреля) 1823 года в Москве. Отец Островского занимался частной судебной практикой по имущественным и коммерческим делам. Мать была родом из низшего духовенства. Детство и раннюю юность Островский проводит в Замоскворечье - особом уголке Москвы с его устоявшимся купеческо-мещанским бытом. Он получает хорошее домашнее образование, знает греческий, латинский, французский, немецкий, впоследствии – английский, итальянский, испанский языки.
 
Образовательный уровень основная школа
Библиография Краткая литературная энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 1962. Русские писатели. 1800-1917: Биографический словарь. – М.: БРЭ, 1989.


Александр Николаевич Островский


Александр Николаевич Островский 

Драматург

Родился  31 марта (12 апреля) 1823 года в Москве. Отец Островского занимался частной судебной практикой по имущественным и коммерческим делам. Мать была родом из низшего духовенства.

Детство и раннюю юность Островский проводит в Замоскворечье – особом уголке Москвы с его устоявшимся купеческо-мещанским бытом.  Он получает хорошее домашнее образование, изучает древнегреческий, латинский, французский, немецкий, впоследствии – английский, итальянский, испанский языки.

1835-1840 – Островский учится в 1-й Московской гимназии.

1840 – поступает в Московский университет на юридический факультет.

1843 – оставляет университет и поступает на службу в Московский совестный суд.

1845-1851 – служит в Московском коммерческом суде.

1847 – в «Московском городском листке» Островский публикует первый набросок будущей комедии «Свои люди – сочтёмся» под названием «Несостоятельный должник», затем комедию «Картина семейного счастья» (впоследствии «Семейная картина») и очерк в прозе «Записки замоскворецкого жителя».

Признание Островскому приносит комедия «Свои люди – сочтёмся» (первоначальное название – «Банкрут», закончена в конце 1849г.).  Ещё до публикации автор читал её вместе со знаменитым актёром П.М.Садовским и пьеса получила одобрительные отзывы H.В.Гоголя, И.А.Гончарова, Т.H.Грановского и др. Комедию запрещают к представлению на сцене (впервые она была поставлена только в 1861г.). Автор, по личному распоряжению Николая I, отдан под надзор полиции.

Литературные взгляды Островского сложились под влиянием эстетики В.Г.Белинского. Для Островского, как и для других писателей, начинавших в 40-е годы, художник – это своего рода исследователь-«физиолог», который подвергает специальному изучению различные части общественного организма, открывая для современников ещё не исследованные области жизни. В открытой области эти тенденции нашли выражение в жанре так называемого «физиологического очерка», широко распространённого в  литературе 40-50-х гг. Островский был одним из наиболее убеждённых выразителей этой тенденции. Многие его ранние сочинения написаны в манере «физиологического очерка» (зарисовки замоскворецкого быта; драматические этюды и «картины»: «Семейная картина», «Утро молодого человека», «Неожиданный случай»; позднее, в 1857, - «Не сошлись характерами»). В более сложном преломлении черты этого стиля сказались и в большинстве других произведений Островского: он изучал жизнь своей эпохи, наблюдая её словно под микроскопом, как внимательный исследователь-экспериментатор. Наглядно это показывают  дневники его поездок по России и особенно материалы многомесячной поездки (1865) по верхней Волге с целью всестороннего обследования края. Опубликованный отчёт Островского об этой поездке и черновые записи представляют своего рода энциклопедию  сведений по экономике, составу населения, обычаям, нравам этого края. При этом Островский не перестаёт быть художником – после этой поездки волжский ландшафт как поэтический лейтмотив входит во многие его пьесы, начиная с «Грозы» и заканчивая «Бесприданницей» и «Воеводой (Сон на Волге)». Кроме того, возникает  замысел цикла пьес под названием «Ночи на Волге» (осуществлён частично). 

После комедии «Свои люди – сочтёмся» Островский каждый год выпускает по одной, а иногда по две-три пьесы, написав, таким образом,  47 пьес различных жанров – от трагедии до драматических эпизодов. Кроме того, есть ещё пьесы, написанные совместно с другими драматургами – С.А.Гедеоновым, Н.Я.Соловьёвым, П.М.Невежиным, а также свыше 20 переводных пьес (К.Гольдони, Н.Маккиавели, М.Сервантес, Теренций и т.д.).  

Обладая незаурядным общественным темпераментом, Островский всю жизнь деятельно боролся за создание реалистического театра нового типа, за подлинно художественный национальный репертуар, за новую этику актёра. Он создал в 1865 Московский артистический кружок, основал и возглавил общество русских драматических писателей (1870), писал в различные ведомства многочисленные «Записки», «Проекты», «Соображения», предлагая принять срочные меры, чтобы остановить упадок театрального искусства. За полгода до смерти, с января 1886г. Островский принял художественное руководство московскими театрами (заведующий репертуарной частью). Творчество Островского оказало решающее влияние на развитие русской драматургии и русского театра. Как драматург и режиссёр Островский содействовал формированию новой школы реалистической игры, выдвижению плеяды актёров (особенно в московском Малом театре: семья Садовских, С.В.Васильев, Л.П.Косицкая, позднее - Г.Н.Федотова, М.Н.Ермолова и др.). В 1882г. И.А.Гончаров писал Островскому: «Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский, национальный театр». Он, по справедливости, должен называться: «Театр Островского» (Гончаров И.А. Собр. Соч. т.8, 1955, с. 491-492).

Творчество Островского-драматурга можно разделить на три периода: 1-й – 1847-60; 2-й – 1860-75; 3-й – 1875-86.

К первому периоду творчества относятся пьесы, отражающие жизнь дореформенной России. В начале этого периода Островский активно сотрудничает как редактор и как критик с журналом «Москвитянин», публикует в нем свои пьесы. В первых пьесах Островского («Свои люди – сочтёмся», «Бедная невеста», «Не сошлись характерами») отчетливо прослеживаются отзвуки сатирической традиции Гоголя.  Затем,  отчасти под влиянием главного идеолога журнала «Москвитянин» А.А.Григорьева, в пьесах «Не в свои сани не садись» (1852), «Бедность не порок» (1853), «Не так живи, как хочется» (1854) возникают  патриархальные мотивы, идеализация русской старины и её обычаев. Эти настроения приглушают сатирический и критический пафос, свойственный ранним пьесам.

С 1856г. Островский – постоянный сотрудник журнала «Современник» –  сближается с деятелями демократической русской журналистики. В годы общественного подъёма перед крестьянской реформой 1861 вновь усиливается социальная критика в его творчестве, острее становится драматизм конфликтов («В чужом пиру похмелье» (1855),  «Доходное место» (1856), «Гроза», (1859)).

Ко второму периоду (1860-75) относятся пьесы, отражающие жизнь России после реформы. Островский продолжает писать бытовые комедии и драмы ("Тяжёлые дни", 1863, "Шутники", 1864, "Пучина", 1865), скорее закреплявшие уже найденные мотивы, чем осваивавшие новые. В это время Островский обращается также к проблемам отечественной истории, к патриотической теме. На основе изучения широкого круга источников он создаёт цикл исторических пьес: "Козьма Захарьич Минин-Сухорук" (1861; 2-я редакция 1866), "Воевода" (1864; 2-я редакция 1885), "Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский" (1866), "Тушино" (1866). Кроме того, создаётся цикл сатирических комедий («На всякого мудреца довольно простоты» (1868), «Горячее сердце» (1868), «Бешеные деньги» (1869), «Лес» (1870), «Волки и овцы» (1875)). Особняком среди пьес второго периода стоит драматическая поэма в стихах «Снегурочка» (1873) – «весенняя сказка», по определению автора, созданная на основе народных сказок, поверий, обычаев.

Почти все драматические сочинения Островского, созданные в третий период творчества (1875-1886), печатаются в журнале «Отечественные записки». В этот период Островский создает значительные социально-психологические драмы и комедии о трагических судьбах богато одарённых, тонко чувствующих женщин в мире цинизма и корысти ("Бесприданница", 1878, "Последняя жертва", 1878, "Таланты и поклонники", 1882, и др.). Здесь писатель разрабатывает и новые формы сценической выразительности, в некоторых отношениях предвосхищающие пьесы А.П.Чехова.

2 (14) июня 1886г. в имении Щелыково Костромской области Алексей Николаевич Островский умер.  

 

Основные произведения:

Пьесы (комедии и драмы):

В прозе:

«Свои люди – сочтёмся» (1850, пост. 1561)

«Не в свои сани не садись» (1853)

«Бедность не порок» (1854)

«Гроза» (1859)

«За чем пойдёшь, то и найдёшь» [«Женитьба Бальзаминова»] (1861)

«Пучина» (1866)

«На всякого мудреца довольно простоты» (1868)

«Лес» (1871)

«Не всё коту масленица» (1871)

«Не было ни гроша, да вдруг алтын» (1872)

«Волки и овцы» (1875)

«Правда – хорошо, а счастье – лучше» (1877)

«Бесприданница» (1879)

«Таланты и поклонники» (1882)

«Без вины виноватые» (1884)

В стихах:

«Козьма Захарьич Минин-Сухорук» (1862)

«Воевода» (Сон на Волге)» (1865, втор. ред. 1885)

Пьеса-сказка «Снегурочка» (1873)

В соавторстве:

с С.А.Гедеоновым:

            «Василиса Мелентьева» (в стихах, 1868)

с Н.Я.Соловьёвым:

            «Счастливый день» (1877)

«Женитьба Белугина» (1877)

«Светит, да не греет» (1880)

с П.М.Невежиным:

            «Блажь» (1881)

«Старое по-новому» (1882)

Очерк:

«Записки замоскворецкого жителя» (1847)

 

Островский А.Н. Полное собрание сочинений: В 12т. – М, 1973-1980.

Литературные произведения

Мировая художественная культура XIX в. (первая четверть) XIX в. (вторая четверть) XIX в. (третья четверть) XIX в. (четвертая четверть)
Литература XIX в. (первая четверть) XIX в. (вторая четверть) XIX в. (третья четверть) XIX в. (четвертая четверть)
Музыка XIX в. (первая четверть) XIX в. (вторая четверть) XIX в. (третья четверть) XIX в. (четвертая четверть)
История XIX в. (первая четверть) XIX в. (вторая четверть) XIX в. (третья четверть) XIX в. (четвертая четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer