Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: русская и зарубежная литература для школы Коллекция: русская и зарубежная литература для школы Коллекция: мировая художественная культураМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » Р » Руссо, Жан Жак » БИОГРАФИЯ АВТОРА


Жан Жак Руссо (1712-1778)
Rousseau, Jean-Jacques. Французский философ, писатель, композитор.
 
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Источники Краткая литературная энциклопедия: В 8т. – М.: Советская энциклопедия, 1962. http://www.krugosvet.ru http://lit.1september.ru/



Жан Жак Руссо

Rousseau Jean-Jacques

Французский философ, писатель, композитор

28 июня 1712 – Руссо родился в Женеве в семье часовщика. Мать умерла вскоре после рождения сына, отец оставил Жан Жака, когда тому было десять лет, и стараниями своего дяди Бернара мальчик был отдан под опеку пастора Босси.

1725 – после испытательного срока в конторе нотариуса Руссо становится учеником гравера.

1728 – бежит от мастера и по протекции молодой новообращенной католички из Аннеси госпожи де Варанс определяется в Турин в монастырь, где обучают прозелитов. По истечении четырёх месяцев совершается обращение Руссо, он становится католиком, утрачивая тем  самым женевское гражданство. 

1729-1732 – Руссо служит слугой в разных домах Турина, затем по протекции госпожи де Варанс становится учеником органиста, учится в семинарии, работает лакеем, но нигде надолго не задерживается. В конце концов, он меняет имя и отправляется в странствие, выдавая себя за француза-музыканта.

1732 – возвращается к мадам де Варанс. Их знакомство, продолжавшееся до 1739 года, открывает Руссо путь в новый, прежде недоступный мир, улучшает его манеры, прививает вкус к интеллектуальному общению.

1740 – благодаря своей покровительнице Руссо получает место гувернера в доме лионского судьи Жана Бонно де Мабли, старшего брата известных философов-просветителей Мабли и Кондильяка. Хотя и эту должность Руссо занимает очень недолго, он приобретает здесь нужные связи.

1742 – едет в Париж с изобретенной им нотной системой, пьесами, несколькими стихотворениями и рекомендательным письмом от настоятеля кафедрального собора в Лионе. Ни его нотная система, ни пьесы не вызывают интереса. Положение Руссо катастрофическое, однако вскоре некий сердобольный иезуит вводит его в дома влиятельных дам, с состраданием выслушавших стихи о перенесенных им бедствиях и пригласивших приходить к обеду всякий раз, как ему вздумается. Он знакомится со многими видными деятелями, писателями, учеными, музыкантами, включая юного Д.Дидро, будущего главу «Энциклопедии», который вскоре становится  его близким другом. Впоследствии Дидро привлекает Руссо к участию в «Энциклопедии». Для пятого тома издания Руссо пишет большую статью «О политической экономии». Кроме нее он пишет серию статей по вопросам истории и теории музыки.

1743 – Руссо становится секретарем французского посланника в Венеции, уволившего его уже на следующий год.

1744 – вернувшись в Париж, Руссо, в согласии со своими принципами, вырабатывает программу «независимости и бедности», отказывается от предложенной ему должности кассира в финансовом ведомстве и зарабатывает переписыванием нот по десять сантимов за страницу. Занятия перепиской нот сопровождаются у Руссо опытами музыкального сочинения.

Примерно в эту пору у Руссо появляется любовница – служанка Тереза Левассер, родившая ему пятерых детей, отданных в воспитательный дом. Официальный брак с ней Руссо заключит лишь 20 лет спустя.

1750 – в ответ на объявленный Дижонской академией в 1749г. конкурс на тему  «Способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов» Руссо пишет «Рассуждение о науках и искусствах» (Discours sur les arts et les sciences), что приносит ему премию и нежданную славу. В трактате Руссо доказывает, что развитие наук и искусств не способствует улучшению нравов, а ухудшает их. Он утверждает, что повсюду цивилизация привела к моральному и физическому вырождению людей, и только народы, сохранившие свою первозданную простоту (Руссо не приводил примеров), остались добродетельными и сильными; далее было сказано, что плодами прогресса всегда оказываются нравственная порча и военная слабость.

1752 – представлена пьеса Руссо «Нарцисс» (Narcisse), не имевшая успеха.

1753 – комическая опера Руссо «Деревенский колдун» (Le Devin du village) исполнена в Фонтенбло в присутствии короля, и на следующий день Руссо надлежит появиться при дворе. Хотя это означает предложение автору пожизненной пенсии, Руссо не идет на аудиенцию.

1754 – опубликовано «Рассуждение о неравенстве» (Discours sur l'inégaliét), работа, написанная по предложению Дижонской академии в качестве конкурсной темы «происхождение неравенства». В ней Руссо противопоставил так называемое первоначальное естественное равенство неравенству искусственному (социальному). Самым счастливым периодом за всю историю человечества вплоть до современных общественных форм Руссо называет первобытные времена. Все свершившееся после племенной стадии он подвергает осуждению за то, что укоренилась частная собственность и большинство обитателей Земли стали ее рабами.

В этом же году Руссо посещает Женеву и вновь становится протестантом, восстановив себя в гражданских правах.

1756-1762 – по возвращении во Францию Руссо избирает уединенный образ жизни: селится в сельской местности близ Монморанси (под Парижем), сначала в павильоне, отведенном ему мадам д’Эпине (подругой Фридриха Мельхиора Гримма, автора знаменитой «Литературной корреспонденции», с которым Руссо познакомился еще в 1749), затем в загородном доме маршала де Люксембурга. Отношения Руссо с Дидро и Гриммом постепенно ухудшаются. В опубликованной в 1757 году пьесе «Побочный сын»  Дидро высмеивает отшельников, что Руссо воспринимает на свой счет. Затем Руссо влюбляется в невестку мадам д’Эпине, графиню Софи д’Удето, которая была любовницей Даламбера, друга Дидро и Гримма. Друзья считают поведение Руссо недостойным, сам он виновным себя не признает. Вскоре  Руссо, вызывая возмущение многих, в том числе Дидро и Вольтера,  выступает с поддержкой критиков статьи «Женева», опубликованной Даламбером в 7 томе «Энциклопедии» 1757 году.

1758 – Руссо пишет «Письмо Даламберу о театральных представлениях» (Lettreà d'Alembert sur les spectacles), в котором с осуждением говорит о попытках Вольтера устроить театр в Женеве, а спектакли называет школой аморальности как личной, так и общественной. «Письмо» вызывает со стороны Вольтера стойкую неприязнь к Руссо. В результате постепенное расхождение Руссо с энциклопедистами, связанное не только обстоятельствами личной жизни, его раздражительностью и неуживчивостью, но и различиями в их философских взглядах,  заканчивается разрывом.

1761 – выходит роман «Юлия, или Новая Элоиза» (Julie,ou la Nouvelle Héloïse), на создание которого Руссо вдохновила его преклонение перед мадам д’Удето. «Новая Элоиза» – любовный роман, где грех искупается самоотречением героев, изобилует описаниями прогулок на природе, сельских праздников, простой пищи и питья. В нем, как и в некоторых более мелких произведениях, Руссо восхваляет нравственную красоту простой жизни и непритворную добродетель. Общество, приверженное этикету и искусственности, хотя и уставшее от них, воспринимает книги Руссо как откровение.

1762 – опубликован «Общественный договор» (Le Contrat social). Основная его мысль заключается в том, что личность должна обладать самостоятельностью, устанавливая законы, соответствующие ее устремлениям. Руссо утверждает, что общественный договор между человеком и государством должны заключать зрелые годами граждане, которые готовы возложить на себя бремя гражданских обязанностей. Заключая общественный договор, люди поступаются частью своих суверенных естественных прав в пользу государственной власти, охраняющей их свободу, равенство, социальную справедливость и выражающей, тем самым, их общую волю. Последняя не тождественна воле большинства, которая может противоречить подлинным интересам общества. Если государство перестает следовать общей воле и выполнять свои моральные обязательства, оно утрачивает нравственную основу своего существования.

В этом же году выходит педагогический трактат «Эмиль, или О воспитании» (Émile, ou de l'Education), проникнутый идеями свободы и близости к природе. Руссо обрушивается на современную систему воспитания, упрекая ее за недостаток внимания к внутреннему миру человека, пренебрежение к его естественным потребностям. В форме философского романа Руссо излагает теорию врожденных нравственных чувств, главным из которых он считает внутреннее сознание добра. Задачей воспитания он провозглашает защиту нравственных чувств от разлагающего влияния общества. Исходя из мысли, что человек от природы наделен склонностью к добру, Руссо считал, что основной задачей педагогики является развитие вложенных в человека природою добрых задатков. С этой точки зрения Руссо восставал против всяких насильственных приемов в деле воспитания и в особенности против загромождения детского ума ненужными знаниями. Одно из самых прославленных мест в «Эмиле» – деистский трактат, известный под названием «Исповедь савойского викария», в которой Руссо устанавливает принципы естественной религии. По его мнению, основанием веры должны служить  не церковные догматы, а переживание природы, своей красотой свидетельствующей о величии Творца. Развиваемая в «Эмиле» деистическая доктрина навлекает на Руссо гнев католической церкви, и 11 июня 1762 правительство выдает распоряжение сжечь книгу и арестовать автора. Спасаясь от ареста, Руссо бежит на родину, в Швейцарию. Однако здесь сжигают и «Эмиля» и «Общественный договор», а Руссо объявляют вне закона. Руссо бежит в Мотье, находящийся под властью Пруссии.

1764 – публикует «Письма с горы» (Lettres de la montagne) и вскоре уезжает в Англию, куда его пригласил английский философ Д.Юм,  так как в Пруссии, несмотря на покровительство Фридриха II, преследования Руссо продолжаются.

1767 – охваченный манией преследования, обострившейся после женевского и парижского осуждения, Руссо ссорится с Юмом и возвращается во Францию.

1770 – после скитаний по многим городам приезжает в Париж с законченной рукописью «Исповеди» (2 части закончены в основном в 1766-1769гг., опубл. посмертно 1782-1789, третья так и не была написана). Если «Исповедь» Августина (название и замысел которой Руссо заимствовал) повествовала о пути обращения в христианскую веру, то и у Руссо рассказ о том же, но его вера – естественная религия. Его убеждение – необходимость понимания и снисхождения к человеческой слабости. «Исповедь» дала новый тип повествования, целиком погружённый во внутренний мир человека, представляющий события внешнего опыта преломленными в субъективном переживании. «Исповедь» содержит глубокий анализ душевных побуждений Руссо и описание, не во всем достоверное, его злоключений. Чувствительность Руссо, его тщеславие под маской самоуничижения, его мазохизм, явившийся причиной целой серии травмирующих любовных эпизодов, – все это явлено читателю с почти беспримерной доверительностью, непосредственностью и болезненной проницательностью.

1776 – закончены «Диалоги: Руссо судит Жан-Жака» (Dialogues: Rousseau juge de Jean-Jaques) и начата книга «Прогулки одинокого мечтателя» (Rêveries du promeneur solitaire).

1778 – Руссо уезжает в Эрменонвиль и живет там в коттедже, предложенном ему маркизом де Жирарденом.

2 июля 1778 – Руссо умер в Эрменонвиле от апоплексического удара.

1794 – в период Якобинской диктатуры останки Руссо были перенесены в Париж, в Пантеон.

Совокупный комплекс идей, выраженных в творчестве Руссо, т.н. «руссоизм», оказал огромное влияние на развитие всей европейской мысли в целом и литературы второй половины 18 – первой трети 19 в. (соответственно сентиментализм, предромантизм, романтизм).

Литературные произведения

Мировая художественная культура XVIII в. (первая четверть) XVIII в. (вторая четверть) XVIII в. (третья четверть) XVIII в. (четвертая четверть)
Литература XVIII в. (первая четверть) XVIII в. (вторая четверть) XVIII в. (третья четверть) XVIII в. (четвертая четверть)
Музыка XVIII в. (первая четверть) XVIII в. (вторая четверть) XVIII в. (третья четверть) XVIII в. (четвертая четверть)
История XVIII в. (первая четверть) XVIII в. (вторая четверть) XVIII в. (третья четверть) XVIII в. (четвертая четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer