Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: русская и зарубежная литература для школы Коллекция: русская и зарубежная литература для школы Коллекция: мировая художественная культураМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » Д » Дидро, Дени » БИОГРАФИЯ АВТОРА


Дени Дидро (1713-1784)
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Источники Краткая литературная энциклопедия: В 8т. – М.: Советская энциклопедия, 1962. http://www.krugosvet.ru



Дени  Дидро

Denis Diderot

Философ, романист и художественный критик

5 октября 1713 – Дени Дидро родился в Лангре (Шампань) в семье ножовщика.

1723-28 – учится в иезуитском коллеже Лангра, становится аббатом.

1728 или 1729 – Дидро прибывает в Париж для завершения образования. По некоторым свидетельствам, он учится в янсенистском коллеже д'Аркур, по другим - в иезуитском коллеже Людовика Великого. Предполагают также, что Дидро посещал оба этих учебных заведения и что именно взаимные нападки иезуитов и янсенистов отвратили его от избранной стези священника.

1732 – получает магистерскую степень на факультете искусств Парижского университета. Отказывается и от желания стать адвокатом, предпочитая свободный образ жизни. Первое время зарабатывает на жизнь (отец отказал ему в содержании) переводами, частными уроками и случайными статьями в журналах, сочиняет  проповеди.

1741 – Дидро знакомится с Антуанеттой (Нанеттой) Шампьон, живущей в большой бедности с овдовевшей матерью.

1743 – Дидро решает жениться на Антуанетте (Нанетте) Шампьон, едет в Лангр объявить об этом и потребовать причитающуюся ему долю семейного состояния, однако отцу удается посадил его в тюрьму. Бежав из темницы, Дидро возвращается в Париж, где они с Нанеттой тайно венчаются. Супруги не очень подходили друг для друга, брак был не самым счастливым, тем не менее, они не расставались до смерти.

1743-48 – переводит с английского «Историю Греции» Т. Стениана, «Опыт о достоинстве и добродетели» Э. Э. К. Шефтсбери, «Медицинский словарь» Р. Джеймса.

1745 – в Париж приезжают англичанин Мильс и немец Селлиус, чтобы предложить французскому издателю Ле Бретону перевести и издать во Франции «Энциклопедию» Чемберса (1728). Работа по переводу была предложена Дидро. В процессе работы Дидро решает, воспользовавшись собственными знаниями и знаниями других выдающихся людей того времени, создать собственную французскую энциклопедию, в которой будет  представлена картина усилий человеческого ума во все века и во всех отраслях знания, итог всей цивилизации, начиная с самых отдаленных времен и кончая настоящим. Вскоре он вместе со своим другом Ж.Л.Даламбером приступает к работе.

1746 – опубликованы без имени автора «Философские мысли» (Pensées philosophiques), своего рода опровержении «Мыслей» Паскаля. В них Дидро выступает как скептик и вольнодумец, заявляет о себе как об атеисте, материалисте и детерминисте.

1747 – выходят «Аллеи, или прогулка скептика».

1748 – эпикурейский роман в духе «либертинства» «Нескромные сокровища» (Les Bijoux indiscrets).

1749 – публикует вызывающе дерзкое «Письмо о слепых в назидание зрячим» (La Lettre sur les aveugles àl'usage de ceux qui voient), за которое попадает в заключение в Венсенскую крепость-тюрьму, где проводит около четырех месяцев.

1750 – по выходе из тюрьмы Дидро возобновляет работу над Энциклопедией, к ней привлекаются многие выдающиеся представители науки и искусства, включая Руссо, Вольтера, Монтескье, Гольбаха. Всего над ней работают  183 автора. Вскоре появляется проспект издания, которое получает название «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел» (Encyclopédie, ou Dictionaire raisonné des sciences, des arts et des métiers).

1751-1780 – выходят 28 томов Энциклопедии (17 томов текста и 11 томов таблиц). Дидро занимается историей философии и ремесел, всего пишет около 6000 статей. На первых порах поддерживаемая властями, со временем Энциклопедия приобрела могущественных противников, в особенности среди иезуитов, и несколько раз приостанавливалась королевскими эдиктами.

1752 – «Письмо о глухих и немых» (La Lettre sur les sourds et muets), продолжавшее более раннее «Письмо о слепых». Оба «Письма» исходят из теории Дж.Локка, которую Дидро и его друзья-просветители считали непреложной истиной: не существует «врожденных идей», все знание приобретается из опыта. В обоих «Письмах» главенствует важная для Дидро мысль: философу может потребоваться «ослепить себя», чтобы по-настоящему видеть, и «стать глухим», чтобы как следует слышать.

1753 – «Мысли об объяснении природы» (Penseés sur l interprétation de la nature), серия размышлений о роли «догадки» в науке.

1756 – под впечатлением от случайно попавшей ему в руки комедии К.Гольдони «Настоящий друг» Дидро пишет драму «Побочный сын» (Le Fils naturel), в развитии действия близко следующую за пьесой Гольдони (местами два эти произведения почти неотличимы), однако стремящуюся придать конфликту более серьезный философский характер. В сопутствующем пьесе трактате герой намечает программы нового, реформированного театра, порывающего с условностями классицизма. Недоброжелатели Дидро обвиняют его в плагиате, и пьеса имеет во Франции скромный успех.

1758 – вторая пьеса Дидро «Отец семейства» (Le Père de famille). Сочинения, в которых Дидро излагает свое понимание театрального искусства и концепцию новой, домашней драмы имеют значительный резонанс, особенно за пределами Франции.

1759 – начиная с этого года Дидро в рукописном журнале «Корреспонданс литерер», знакомящем королевских особ с культурной жизнью Парижа, освещает устраиваемые раз в два года выставки живописи в Лувре – «Салоны» (Salons). Готовя эти статьи, он посещает мастерские знаменитых французских художников. Его пространные «обозрения» по форме часто представляли собой сюжетные повествования или философские фантазии, охватывающие самые разные темы.

1760 – написан роман «Монахиня» (La Religieuse, издан 1796), в котором содержится исследование психологии монашеской жизни, равно как резкие ее обличения.

17 – «Парадокс об актере» (Paradoxe sur le comédien) – сочинение, начатое как отзыв о книге, посвященной английскому актеру Д.Гаррику, но приобретшее форму диалога об искусстве и актерской игре.

1762-1779 – Дидро работает над диалогом «Племянник Рамо» (Le Neveu de Rameau, издан Гете в 1805), которым восхищались И.В.Гёте,  Г.В.Ф.Гегель, З.Фрейд (нашедший, что здесь предвосхищен Эдипов комплекс) и др. Произведение открыто для многих интерпретаций, однако в определенном отношении представляет собой размышление о природе гениальности.

1765 – Дидро, заботясь о приданом для дочери, решает продать свою библиотеку. Ее приобретает российская императрица Екатерина II, оставив при этом  книги в пользовании Дидро, назначив его своим личным библиотекарем и выплатив ему жалование за много лет вперед. Это становится значительной поддержкой для Дидро в его работе над энциклопедией в тот период, когда власти во Франции начинают чинить ей препятствия. Дидро становится советником Екатерины II в делах, связанных с живописью, помогает ей положить начало коллекции Эрмитажа.

1769 – Дидро пишет полный фантазии пародийно сократический диалог о материализме «Сон Даламбера» (Rêve de d'Alembert), в котором Дидро и Даламбер беседуют о Декарте и размышляют о сущности материализма. 

1773 – написан роман «Жак-фаталист» (Jacques le fataliste, издано 1792) – последнее литературное произведение Дидро, навеянное «Тристрамом Шенди» Л.Стерна. Это пикарескный роман, в центре которого – безымянный Хозяин и его слуга Жак, действие состоит в их соперничестве друг с другом за власть.

1773-1774 – Дидро по приглашению Екатерины II посещает Россию, живет в Санкт-Петербурге, где его принимают с особыми почестями. В нескольких трактатах, написанных для Екатерины II в эту пору и позднее, Дидро пытается (без заметного успеха) разъяснить зло абсолютистской власти, склонить к освобождению крестьян от крепостной зависимости. Его «Замечания» (целиком изданы в 1921 г.) на проект «Наказа» вызывают ярость Екатерины (рукопись доставлена в Петербург уже после смерти философа).

Готовит обширный материал для своего друга Г.Рейналя, писавшего «Историю обеих Индий» (Histoire de deux Indes), с резкой критикой колониальной политики Франции.

Обширное «Эссе о Сенеке» (Essai sur Sénèque), где пытается оправдать философа и государственного деятеля, в котором привычно видели воплощенное лицемерие; в рукописи остался законченный большой трактат по физиологии.

31 июля 1774 – после последовавшего в феврале этого же года удара Дидро умер; его жена Нанетта воспрепятствовала попыткам обратить умирающего в лоно церкви.

В согласии с желанием Дидро его дочь Анжелика отослала экземпляр ненапечатанных рукописей Екатерине II. Вскоре в Петербург была перевезена и купленная ею библиотека Дидро.

Литературные произведения

Мировая художественная культура XVIII в. (первая четверть) XVIII в. (вторая четверть) XVIII в. (третья четверть) XVIII в. (четвертая четверть)
Литература XVIII в. (первая четверть) XVIII в. (вторая четверть) XVIII в. (третья четверть) XVIII в. (четвертая четверть)
Музыка XVIII в. (первая четверть) XVIII в. (вторая четверть) XVIII в. (третья четверть) XVIII в. (четвертая четверть)
История XVIII в. (первая четверть) XVIII в. (вторая четверть) XVIII в. (третья четверть) XVIII в. (четвертая четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer