Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: русская и зарубежная литература для школы Коллекция: русская и зарубежная литература для школы Коллекция: мировая художественная культураМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » Л » Лессинг, Готхольд Эфраим » БИОГРАФИЯ АВТОРА


Готхольд Эфраим Лессинг (1729-1781)
Gotthold Ephraim Lessing. Критик и драматург.
 
Образовательный уровень основная школа, самообразование
Источники Краткая литературная энциклопедия: В 8т. – М.: Советская энциклопедия, 1962. http://www.krugosvet.ru http://www.franklang.ru/903/



Готхольд Эфраим Лессинг

Gotthold Ephraim Lessing

Критик и драматург

22 января 1729 – Лессинг родился в Каменце (Саксония) в семье лютеранского пастора.

1741-1746 – учится в Мейсенской княжеской школе.

1746 – поступает на богословский факультет Лейпцигского университета, но увлечение античной литературой и театром оставляет мало времени для богословских штудий. Принимает активное участие в театральной труппе, основанной актрисой Каролиной Нейбер (1697–1760), которая впоследствии поставила первое его драматическое произведение – комедию «Молодой ученый» (Der junge Gelehrte, 1748).

Ортодокс Лессинг-старший вызывает сына домой и разрешает вернуться в Лейпциг только ценой отказа от театра; единственной уступкой, на которую согласился отец, было позволение перейти на медицинский факультет.

1748 – по возвращении Лессинга в Лейпциг труппа Нейбер распалась, оставив Лессинга с подписанными им неоплаченными векселями. Лессинг уезжает в Виттенберг и поступает там в университет на медицинский факультет. После непродолжительной учебы уезжает в Берлин, где ведет жизнь свободного писателя и критика, сотрудничая с «Берлинской газетой», известной по имени издателя как «Фоссова газета» (Vossische Zeitung).

1749 – комедии «Евреи» (Die Juden) и «Вольнодумец» (Der Freigeist).

1750 – вместе с Кр.Милиусом, лейпцигским родственником и другом, Лессинг издает журнал «Материалы для истории и критической оценки театра».

1751 – приезжает в Виттенберг, чтобы получить ученую степень, но вместо «кандидата медицины» он становится магистром свободных наук.

1752 – возвращается в Берлин, где продолжает сотрудничество с «Фоссовой газетой», в ней он ведет отделы ученых известий и фельетонов, печатая различные сочинения научного и литературного характера. Одновременно он выступает как переводчик.

1753-1755 – публикует «Сочинения» (Schriften, в шести томах), включающие, помимо выходивших ранее анонимно эпиграмм и анакреонтических стихов, ряд научных, критических и драматических произведений. Особое место занимают «Защиты» (Rettungen), написанные с целью восстановить справедливость в отношении некоторых исторических лиц, в частности принадлежавших эпохе Реформации. Помимо ранних драм, Лессинг включает в книгу новую драму в прозе – «Мисс Сара Сампсон» (Miss Sara Sampson, 1755), первую в немецкой литературе «мещанскую» драму. Созданная прежде всего по образцу «Лондонского купца» Дж.Лилло (1731), эта донельзя сентиментальная пьеса воплощала убежденность Лессинга в том, что, только подражая более естественному английскому театру, немцы смогут создать подлинно национальную драму. «Мисс Сара Сампсон» оказала глубокое воздействие на последующую немецкую драматургию, хотя сама по себе устарела уже через два десятка лет.

1754-1758 – выходят «Театральная библиотека», являющаяся приложением к издаваемому Лессингом ранее журналу «Материалы для истории и критической оценки театра».

1758 – вместе с философом М.Мендельсоном и книготорговцем К.Ф.Николаи Лессинг основывает литературный журнал «Письма о новейшей литературе» («Briefe, die neueste Literatur betreffend», 1759-1765), и хотя его сотрудничество в журнале продолжалось недолго, его критические оценки имели широкий резонанс, в частности яростные нападки на французских псевдоклассицистов и немецких теоретиков, особенно на И.К.Готшеда (1700–1766), который ориентировал немецкий театр на французскую драму.

1759 – в Берлине выходят басни, которые Лессинг объединяет в три книги. Собрание басен предваряет специальное рассуждение, в котором автор излагает свою теорию жанра. По мнению Лессинга, басня занимает промежуточное место между поэзией и моралью, лежит на границе этих областей, подчиняясь законам каждого из них.

1760 – Лессинг переезжает в Бреславль (ныне Вроцлав, Польша) и становится секретарем военного губернатора Силезии генерала Тауэнцина. Секретарские обязанности оставляют ему достаточно времени – здесь он в основном собирает материал для «Лаокоона» (Laokoon), изучает Спинозу и историю раннего христианства. В этом же году Лессинг избран членом-корреспондентом Берлинской академии наук.

1765 – Лессинг возвращается в Берлин.

1766 – публикует трактат об эстетических принципах «Лаокоон, или О границах живописи и поэзии» (Laokoon, oder Über die Grenzen der Malerei und Poesie), который, наряду с «Историей античного искусства» И.И.Винкельмана (1764) стал одним из высших достижений литературно-эстетической мысли 18 в. Основной вопрос, рассматриваемый в трактате,— границы поэзии и живописи, их специфика и своеобразие художественного языка. Этой работой Лессинг проложил путь к изощренной эстетике последующих поколений, определив границы между визуальными искусствами (живопись) и аудиоискусствами (поэзия).

1767 – дописана первая пьеса Лессинга, основанная на немецком материале, «Минна фон Барнхельм, или Солдатское счастье» (Minna von Barnhelm, премьера 21 марта 1768). Сюжет ее основан на фактах немецкой жизни, связанных с событиями незадолго до того закончившейся Семилетней войны (1756-1763). В этом же году Лессинг получает пост критика и литературного консультанта в Немецком национальном театре, только что созданном в Гамбурге.

1767-1769 – впечатление от деятельности в этом театре составило основу «Гамбургской драматургии» (Hamburgische Dramaturgie). Задуманная как постоянный обзор театральных постановок, «Гамбургская драматургия» вылилась в анализ драматургической теории и псевдоклассицистской драмы Корнеля и Вольтера. Аристотелева теория драмы в «Поэтике» оставалась для Лессинга высшим авторитетом, однако его творческая интерпретация теории трагедии покончила с диктатом единства места, времени и действия, который французские толкователи Аристотеля сохранили как обязательную предпосылку «хорошей» драмы.

1768 – после краха Национального театра и издательства, которое писатель основал в Гамбурге совместно с И.К.Боде, Лессинг получает пост библиотекаря в Вольфенбюттеле (Брауншвейг), которое и занимает до конца жизни, с небольшим перерывом.

1772 – написана «Эмилия Галотти» (Emilia Galotti, премьера 13 марта 1772). Действие драмы, в основе которой лежит римская легенда об Аппии и Виргинии, происходит при некоем итальянском дворе. Лессинг поставил перед собой задачу явить в современных обстоятельствах благородный строй античной трагедии, не ограничиваясь социальным протестом, столь характерным для буржуазной трагедии.

1775-1776 – сопровождает принца Леопольда Брауншвейгского в путешествии по Италии, посещает Рим, Флоренцию, Милан, на обратном пути заезжает в Вену.

1776 – в Вене Лессинг вступает в брак с Евой Кениг, с которой был помолвлен еще с 1771 г. Семейное счастье с Евой было недолгим. Через год она умерла.

1779 – «драматическая поэма» «Натан Мудрый» (Nathan der Weise), в основе которой – призыв просвещенного либерала к религиозной терпимости, притча, показывающая, что не вера, а характер определяет личность человека. Это первая значительная немецкая драма, написанная белым стихом, который впоследствии стал типичным для классической немецкой драмы.

1780 – Лессинг публикует эссе «Воспитание рода человеческого» (Die Erziehung des Menschengeschlechts), написанное еще в 1777. В ста пронумерованных параграфах этого эссе философ-просветитель видит в религиозной истории человечества поступательное движение к универсальному гуманизму, выходящему за пределы всех и всяческих догм.

15 февраля 1781 – Лессинг умер в Вольфенбюттеле.

Литературные произведения

Мировая художественная культура XVIII в. (первая четверть) XVIII в. (вторая четверть) XVIII в. (третья четверть) XVIII в. (четвертая четверть)
Литература XVIII в. (первая четверть) XVIII в. (вторая четверть) XVIII в. (третья четверть) XVIII в. (четвертая четверть)
Музыка XVIII в. (первая четверть) XVIII в. (вторая четверть) XVIII в. (третья четверть) XVIII в. (четвертая четверть)
История XVIII в. (первая четверть) XVIII в. (вторая четверть) XVIII в. (третья четверть) XVIII в. (четвертая четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer