Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: русская и зарубежная литература для школы Коллекция: русская и зарубежная литература для школы Коллекция: мировая художественная культураМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » М » Метерлинк, Морис » БИОГРАФИЯ АВТОРА


Морис Метерлинк (1862-949)
Maurice Polydore Marie Bernard Maeterlink. Бельгийский драматург и философ, лауреат Нобелевской премии по литературе.
 
Образовательный уровень основная школа
Источники Зарубежные писатели. Библиографический словарь. - М.: Просвещение. Учебная литература, 1997. http://www.krugosvet.ru/articles/64/1006442/1006442a1.htm


Морис Метерлинк


Морис Полидор Мари Бернар Метерлинк

Maurice Polydore Marie Bernard Maeterlink

Бельгийский драматург и философ, лауреат Нобелевской премии по литературе

Родился 29 августа 1862г. в Генте, во фламандской семье.

Сначала учится в иезуитском колледже.

Затем изучает право в Париже.

1886 – принят в гентскую коллегию адвокатов, но к этому времени благодаря знакомству с Э.Верхарном, Ф.Вилье де Лиль-Аданом и другими поэтами-символистами определяется его литературные интересы, и вскоре он оставляет адвокатуру.

1887 – выпускает первую книгу стихов «Теплицы» (Les Serres chaudes), в которой воплотилось настроение и содержание ранних драм Метерлинка, которые относят к «статическому театру» или к «театру молчания».

1889 – выходит первая пьеса-сказка «Принцесса Мален» (La Princesse Maleine), созданная по мотивам сказки братьев Гримм «Девушка Мален». Однако сказочные мотивы подвергаются значительной переработке: тайна, неведомое, злое, молчание, скрывающее непознаваемые тайны души и мира, становятся основным содержанием произведения. Драма, как и первый сборник стихов, не находят читателя и не раскупаются. Однако Метерлинк посылает «Принцессу Мален» главе французских символистов Стефану Малларме. Символисты находят в пьесе созвучные идеи и образы, близкую им философию.

1891 – в Париже в театре «Искусство» состоится премьера пьесы «Непрошенная» (L’Intruse, 1890). Эта и несколько последующих пьес («Слепые», «Там внутри» и «Смерть Тентажиля») сам автор относит к театру марионеток. Метерлинк считает, что человека на сцене вернее всего представит марионетка, ибо любой актёр внесёт в свою игру много личного, его же герои представляют человека вообще. Вместе с тем, герои Метерлинка действительно являются марионетками, ибо не они сами выбирают свой жизненный путь, но подчиняются неведомой и страшной силе, существующей вне человека.

Кроме того, ранние пьесы Метерлинка называют «театром ожидания». «Непрошенная» воспроизводит ожидание рядом с комнатой роженицы. Все ждут известий от врача, и лишь слепой старик чувствует приближение Смерти. Метерлинк создаёт мир людей, живущих своей обыденной жизнью, и мир вне их, который непонятен, угрожающ по отношению к человеку. Потому трагично само существование человека, обречённого внезапной смерти, внезапному страданию, горю, утратам.

1890 – пьеса «Слепые» (Les Aveugles). Одноактная драма воспроизводит ожидание слепых своего поводыря и их размышления о том, что они воспринимают, ужас от ощущения своей беспомощности и невозможности распознать происходящее в мире. Человечество здесь предстаёт слепым, беспомощным, недалёким, эгоистичным, неспособным понять мир и обречённым на страдание.

1892 – пьеса, несоответствующая законам «театра ожидания», «Пелеас и Мелисанда» (Pelléas et Mélisande), на её сюжет композитор-экспрессионист Клод Дебюсси пишет оперу. Для этой пьесы характерна тема бессилия человека перед злым Роком, его неспособность понять себя, своё назначение, свою судьбу. 

1894 – пьеса «Там внутри» (Intérieur), которая, при различии изображаемых событий, повторяет идеи «Непрошенной» об обречённости человека страданиям, о невозможности предугадать то, что его ожидает. Также выходит пьеса «Смерть Тентажиля» (La Mort de Tintagiles), последняя из цикла «драм ожидания», в которой статика оказывается поколебленной – воспроизведение ожидания превращается в показ протеста любви против зла, пусть ещё и не удачного.

1896 – выходит развёрнутый манифест символизма – книга эссе «Сокровище смиренных» (Le Trésor des Humblés), в одной из статей которой – «Трагизм повседневной жизни» – изложены эстетические взгляды Метерлинка.  Главной задачей театра он считает воспроизведение мгновений, когда человек общается с таинственными сферами духа; поскольку слово материально, общение наиболее полно происходит в молчании.

В том же году написана пьеса «Аглавена и Селизетта» (Aglavaine et Séliysette), близкая по типу изображения мира и человека, по проблематике к «Пелеасу и Мелисанде». Также написана пьеса «Ариана и Синяя Борода» (Ariane et Barbe Bleue), созданная, как и первая драма Метерлинка на сюжет сказки, на этот раз Ш.Перро, и имеет подзаголовок «Тщетное освобождение». Здесь тайна, стоявшая за всеми персонажами Метерлинка, как нечно грозное, непознаваемое, утратила свою трансцендентальную сущность. Причина несвободы людей кроется в них самих. 

1896 – Метерлинк переезжает во Францию. В этом же году выходит работа «Мудрость и судьба» (La sagesse et la destinée), открывающая цикл философских эссе, посвящённых проблемам познания и этики.

1900 – драма «Сестра Беатриса» (La sæur Béatrice), направленная против аскетизма, воспевающая полнокровную земную жизнь. 

1901 – выходит работа натурфилософского характера «Жизнь пчёл» (La Vie des abeilles).

1902 – книга «Сокровенный храм» (Le temple enseveli), в которой Метерлинк пересматривает своё отношение к положению человека в мире. Вечная истина состоит в том, что человек – ничтожная пылинка во вселенной; на этом были построены все прежние драмы Метерлинка. Но вместе с тем, считает теперь драматург, человек для самого себя – неповторимая личность, его жизнь уникальна. Это убеждение сообщает человеку активность, которой он раньше был лишён. Такая позиция заставляет писателя отречься от прежнего убеждения, что надо изображать общечеловеческое в психологии. Теперь он стремится создавать психологически индивидуализированные характеры, и первой из таких драм становится написанная в этом же году пьеса «Монна Ванна» (Monna Vanna).   

1903 – драма «Чудо Святого Антония» (Le Miracle Saint Antoine) – сатира на современный мир.

1907 – книга натурфилософского характера «Разум цветов» (L’Intelligence des fleurs).

1908 – пьеса «Синяя птица» (L'Oiseau bleu), являющаяся авторской интерпретацией целого ряда сказочных мотивов, главная цель которых – рассказать о трудном пути познания, о неизбежном торжестве разума и добра. Право первой постановки этой пьесы Метерлинк передаёт К.С.Станиславскому.

1911 – Метерлинк получает Нобелевскую премию «за многогранную литературную деятельность, в особенности за драматические произведения, отмеченные богатством воображения и поэтической фантазией».

1919 – написана романтическая драма «Бургомистр города Стильмонда» (Le Bourgmestre de Stilmonde), в которой находит отражение отношение Метерлинка к Первой мировой войне, к её жестокости, к разрушению всех гуманистических ценностей. Драма того же года «Соль жизни» (Le Sel de la Vie) снова воспроизводит конфликт гуманизма и жестокости на войне.

1932 – Метерлинку пожалован титул графа.

1940 – после начала Второй мировой войны писатель переезжает в США.

1947 – возвращается во Францию.

6 мая 1949 – Метерлинк умер в своём замке в Ницце.

С именем Метерлинка связано рождение нового театра, где основное внимание сосредоточено на сложной и скрытой душевной жизни человека. Внешнее действие заменено внутренним. Открытия Метерлинка оказались важными для драматургов следующего поколения.

Литературные произведения

Мировая художественная культура XIX в. (третья четверть) XIX в. (четвертая четверть) XX в. (первая четверть) XX в. (вторая четверть)
Литература XIX в. (третья четверть) XIX в. (четвертая четверть) XX в. (первая четверть) XX в. (вторая четверть)
Музыка XIX в. (третья четверть) XIX в. (четвертая четверть) XX в. (первая четверть) XX в. (вторая четверть)
История XIX в. (третья четверть) XIX в. (четвертая четверть) XX в. (первая четверть) XX в. (вторая четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer