Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: русская и зарубежная литература для школы Коллекция: русская и зарубежная литература для школы Коллекция: мировая художественная культураМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » Ч » Чапек, Карел » БИОГРАФИЯ АВТОРА


Карел Чапек (1890-1938)
Karel Čapek. Чешский писатель.
 
Образовательный уровень основная школа
Источники Краткая литературная энциклопедия: В 8тт. М.: Советская энциклопедия, 1962. Зарубежные писатели: Биографический словарь. - М.: Просвещение, Учебная литература, 1997. http://www.krugosvet.ru/articles/29/1002935/1002935a1.htm


Карел Чапек


Карел Чапек

Karel Čapek

Чешский писатель

Родился 9 января 1890г. в Мале-Сватонёвице, Чехия, в семье деревенского врача.

Детство проводит в г. Упице у Крконошских гор, посещает школу в Градце Кралове.

1904 – начинает публиковаться в журналах.

1907 – посещает в школу в Праге, куда переехала его семья.

Изучает философию в Праге, Берлине и Париже.

1915 – получает степень доктора философии. Некоторое время работает библиотекарем, гувернёром.

1916 – сборник ранних произведений «Сияющие глубины и другие рассказы» (Zářivé hlubiny a jiná próza).

1917-1921 – становится журналистом, сотрудничает в «Национальной газете» (Narodní Listy). 

1917 – сборник «Распятие» (Boží muka), проникнутый пессимистическим убеждением в непознаваемости истины.

1918 – сборник «Сад Крашоноша» (Krkonošská zahrada), созданный в сотрудничестве с братом, в котором объединены рассказы, ранее публиковавшиеся в журналах. Рассказы навеяны чешским фольклором и  пронизаны ощущением беззащитности человека в сложном мире, которую сам человек не имеет права осуждать.

1920 – комедия «Грабитель» (Loupežník).

1921 – сборник «Мучительные рассказы» (Trapné povídky) и самая  знаменитая пьеса Чапека «R.U.R» (R. U. R.), в которой едко высмеивается машинная – и машиноподобная – цивилизация. В пьесе отражено отношение писателя к науке и прогрессу, включающее в себя не только интерес, но и опасение за судьбу мира, где изобретение порабощает человека и цивилизация ведёт к гибели культуры. В отношении Чапека к цивилизации видно влияние экспрессионизма. Сюжетом пьесы является создание искусственного человека – робота (слово придумано Чапеком). Постепенно роботы вытесняют людей, затем восстают и уничтожают человечество.

В написанной совместно с братом Йозефом комедии «Из жизни насекомых» (Ze života hmyzu) изобличает алчность, тунеядство, себялюбие и солдафонство. Идея пьесы – человек счастлив, если не знает тщетности своего существования.

1921-1938 – работает журналистом в «Народной газете» (Ludové noviny).

1922 – пьеса «Средство Макропулоса» (Věc Makropulos), в которой забавно доказывается утомительность вечной жизни (мораль пьесы в духе известной чешской сказки – хорошо, что есть смерть на свете). Также написан роман «Фабрика Абсолюта» (Továrna na Absolutno) об изобретении «божественной» энергии – «абсолюта», перепроизводство которого приводит к мировой войне.

1923 – путевые заметки «Письма из Италии» (Italské listy). В отличие от чешской традиции в этом жанре, в центре – не дидактический мотив, а путевые наблюдения и впечатления, часто оригинальные и всегда остроумные.

1924 – роман «Кракатит» (Krakatit), в котором рассказывается об изобретении взрывчатки, способной уничтожить весь мир. Выходят также «Английские письма» (Anglické listy)

1927 – пьеса «Адам творец» (Adam Stvořitel), написанная совместно с братом Йозефом, герой которой с помощью созданной им машины уничтожает весь мир, кроме самого себя, и воссоздаёт новый, который, однако, оказывается ещё хуже прежнего.

1929 – выходят «Рассказы из одного кармана» и «Рассказы из другого кармана» (Povídky z jedné kapsy; Povídky z druhe kapsy), составленные из «криминальных» рассказов, образцом для которых явно послужило творчество Дж.К.Честертона. Однако это не в полной мере детектив, так как  взглянуть в душу мелкого преступника и в душу простодушного стража закона Чапеку важнее, чем создать детективный сюжет. В этом же году выходит сборник «Год садовода» (Zahradníkův rok).

1930 – путевые заметки «Прогулка к испанцам» (Výlet do Španěl).

1932 – выходят путевые заметки «Открытки из Голландии» (Obrázky z Holandska) и рассказы для детей «Сказки и веселые истории» (Bajky a podpovídky).

1933 – «Дашенка, или Житие щенка» (Dášenka, čili život štěněte) – рассказы для детей.

1933-1935 – выходит знаменитая трилогия  «Гордубал» (Hordubal, 1933), «Метеор» (Povětroň, 1934), «Обыкновенная жизнь» (Obyčejný život, 1935), посвящённая проблемам частной жизни. Трилогия объединяется не общими героями и не общим местом действия, а только лишь углом зрения. Снова ставя вопрос об определении истины, писатель приходит к выводу о многомерности человеческой души и внутреннего мира чедовека. Для Чапека это означает возможность взаимопонимания.

1936 – выходит «Война с саламандрами» (Válka s Mloky), роман-утопия и одновременно роман-предупреждение. Чапек здесь показывает, как первоначально безобидные существа становятся страшной, тупой силой, несущей гибель человечеству, культуре, цивилизации.

Также выходят путевые заметки «Путешествие на Север» (Cesta na Sever).

1937 – пьеса «Белая болезнь» (Bílá nemoc), основной конфликт которой – противостояние фашиствующего диктатора, грезящего о мировом господстве, и незаметного врача Галена, который изобрёл лекарство от смертельной белой болезни, наподобие чумы, косящей население страны, и готов вылечить больного диктатора, если тот откажется от милитаристских планов. Но согласие диктатора опаздывает: Галена затаптывают боевики за то, что он отказывается кричать «Ура» войне.

Также выходят сборники «Первая спасательная» (Prvni parta) и «Вещи вокруг нас» (Věci kolem nás).

1938 – пьеса «Мать» (Matka) о женщине, потерявшей мужа и четырёх сыновей и стерегущей последнего, рвущегося в бой. Но, узнав, что вражеский лётчик расстрелял с самолёта маленьких детей, она сама вкладывает в руки сына винтовку. Сюжет мог бы показаться неинтересным, если бы не тон пьесы, сочетающий в себе патетику и поэзию, в которой органично сплетаются принцип единства места и монологи погибших сыновей.

Выходит сборник рассказов фельетонного характера о современных Чапеку видах массовой культуры «Как, что, где делается» (Jak se co děla).

25 декабря 1938 – Чапек умер в Праге от воспаления лёгких.

Литературные произведения

Мировая художественная культура XIX в. (четвертая четверть) XX в. (первая четверть) XX в. (вторая четверть)
Литература XIX в. (четвертая четверть) XX в. (первая четверть) XX в. (вторая четверть)
Музыка XIX в. (четвертая четверть) XX в. (первая четверть) XX в. (вторая четверть)
История XIX в. (четвертая четверть) XX в. (первая четверть) XX в. (вторая четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer