Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: русская и зарубежная литература для школы Коллекция: русская и зарубежная литература для школы Коллекция: мировая художественная культураМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » Э » Элиот, Томас Стернз » БИОГРАФИЯ АВТОРА


Томас Стернз Элиот (1888–1965)
Thomas Stearns Eliot. Американский поэт, драматург и критик.
 
Образовательный уровень основная школа
Источники Краткая литературная энциклопедия: В 8т. – М.: Советская энциклопедия, 1962. http://www.krugosvet.ru/articles/29/1002994/1002994a1.htm


Томас Стернз Элиот


Томас Стернз Элиот

Thomas Stearns Eliot

Американский поэт, драматург и критик

Родился 26 сентября 1888г. в Сент-Луисе (шт. Миссури). Отец был президентом промышленной компании; мать активно участвовала в движении за социальные реформы.

1906-1910 – Элиот учится в Гарвардском университете.

1909-1910 – являясь редактором журнала «Харвард адвокет» (Harvard Advocate), Элиот публикует в нём свои стихи.

1910-1911 – продолжает изучать философию в Сорбонне. В этот период написаны лучшие из его ранних стихов.

1911 – возвращается в Гарвард для работы над диссертацией о философе-неогегельянце Ф.Г.Брэдли (1846-1924).

1912-1914 – занимается философией и лингвистикой в Гарварде.

1914 – совершив поездку по Германии по Шелдонской стипендии, Элиот едет в Англию, где изучает философию в оксфордском Мертон-колледже, в котором преподавал Ф.Г.Брэдли. В этом же году Элиот знакомится в Лондоне с Эзрой Паундом. Прочитав в рукописи стихи Эдиота, Паунд рекомендует их к печати.

1915 – в «Католической антологии» (Catholic Anthology) Э.Паунда появляются ранние стихи Элиота.  В этом же году Элиот женится на Вивьен Хейвуд. Хотя брак оказался несчастливым, Элиоты прожили вместе 19 лет. После развода Вивьен поместили в психиатрическую больницу, где она умерла в 1947 г.

1914-1915 – работает над завершением докторской диссертации о Брэдли. Однако после долгих колебаний и сомнений Элиот решает посвятить себя литературе и не возвращаться в Гарвард для защиты диссертации.

1917 – в  «Хогарт-пресс» (Hogarth Press) Вирджинией и Леонардом Вульф публикуется книга стихов Элиота «Пруфрок и другие наблюдения» (Prufrock and Other Observations).

Для стихотворений 1909-1911гг. характерно отчужденно-прохладное отношение к романтическим темам. В стихах 1917-1919гг., написанных в форме четверостиший, сатирический эффект достигается за счет нарочито педантичного нагромождения деталей и резких переходов от возвышенного к будничному.

1917-1919 – Элиот работает заместителем главного редактора журнала «Эгоист» (Egoist).

1917-1925 – служа в «Ллойдз банке», в свободное время пишет многочисленные критические статьи.

1919 – в  «Хогарт-пресс» (Hogarth Press) Вирджинией и Леонардом Вульф публикуется книга Элиота «Стихи» («Poems»). Стихи этого сборника и сборника «Пруфрок и другие наблюдения», несут на себе печать глубокого разочарования действительностью. «Пруфрок» явился вехой в поэзии XX в., многие критики писали о значении этой поэмы, а американский поэт Джон Берримен считал, что с «Пруфрока» берёт начало современная поэзия.

1920 – выходит сборник литературно-критических работ «Священный лес» ( The Sacred Wood), где во вновь напечатанной  статье «Традиция и индивидуальный талант» (Tradition and the Individual Talent) Элиот формулирует два чрезвычайно важных принципа: так называемый принцип функциональной традиции, который заключается в том, что поэт должен писать, постоянно помня о прошлом и в то же время сознавая, что каждое новое произведение искусства изменяет значение этого прошлого. Второй принцип утверждает мысль о «деперсональности» искусства: поэзия – это ремесло, т.е. не «самовыражение» поэта, но закрепление в художественной форме человеческого опыта.

1922-1939 – исполняет должность главного редактора литературного журнала «Критерий» (The Criterion).

1922 – в первом номере журнала «Критерий» публикуется поэма Элиота «Бесплодная земля» (The Waste Land). Она представляет собой нечто вроде завещания отчаявшегося и разуверившегося во всем человека и строится как череда мысленных картин или грез, сменяющих друг друга в сознании главного персонажа (Тиресия) и пронизанных смутным желанием обрести внутренний мир. Поэма заканчивается призывом к смирению, который герой обращает к самому себе. Литературные и мифологические аллюзии укрупняют эпизоды поэмы и придают им ироничное звучание. Поэма была воспринята как приговор послевоенной европейской культуре и выражение разочарования в расхожих общественных идеалах.

1924 – первая  пьеса Элиота «Суини-агонист» (Sweeney Agonistes), от которой  сохранились только две сцены, написанные стихами, и прозаический эпилог. В ней Элиот экспериментирует с ритмами мюзик-холла и, пользуясь экспрессионистскими средствами, пытается создать некое подобие японской драмы «но».

1925 – поэма «Полые люди» (The Hollow Men), выдержанная в тех же тонах, что и «Бесплодная земля», а также частично основанная на её неопубликованных частях. Поэма  передает отчаяние современного человека, понимающего, что цивилизация не имеет ничего общего с истинной культурой, что мир, потеряв нравственные корни, тяготеет к саморазрушению. Мысль о бесплодности современного общества определяет символику образов, ассоциаций и реминисценций из мифов, осложняясь фрейдистским подтекстом. Объективно поэма «Полые люди» стала отражением внутреннего состояния поколения, растерявшего после Первой мировой войны иллюзии и веру в гармонию жизни.

В 1925 г. Элиот начинает работать в издательстве «Фейбер энд Гуайэр» (впоследствии «Фейбер энд Фейбер»), сначала литературным редактором, а затем одним из директоров фирмы.

1926 – Элиот  выступает с серией лекций в Тринити-колледже Кембриджского университета, избрав темой метафизическую поэзию XVII в.

1927 – Элиот становится членом Англиканской церкви, и это событие накладывает отпечаток на его дальнейшее поэтическое творчество. Кроме того, Элиот получает Британское подданство.

1928 – выходит публицистический сборник «В защиту Ланселота Эндрюса» (For Lancelot Andrews).

1930 – выходит поэма «Пепельная Среда» (Ash Wednesday) – произведение глубоко верующего человека, итог длительной практики аскетического самоограничения; его основная мысль заключается в том, что повседневное страдание может оказать искупительное, очищающее воздействие на душу человека.

В период интеллектуального и душевного разброда после принятия англиканства Элиот переводит поэму Сен-Жон Перса «Анабасис» (Anabasis), своего рода духовную историю человечества, и знакомит англоязычного читателя с творчеством близкого ему по духу французского поэта.

1932 – сборник «Избранные очерки» (Selected Essays; дополненное издание 1950). Этот сборник, а также эссе «Воздавая должное Джону Драйдену» (Homage to John Dryden, 1924) явились программными для возникновения влиятельного критического течения, названного «кембриджской школой», а позднее в Соединенных Штатах «новой критикой».

1932–1933 – вернувшись в США после восемнадцатилетнего отсутствия, Элиот читает курс истории поэзии в Гарвардском университете и в университете Виргинии.

1933 – выходит сборник «Назначение поэзии и назначение критики» (The Use of Poetry and the Use of Criticism), в котором собраны программные для Элиота-критика и историка культуры статьи.

1934 – в соавторстве с Э.Мартином Брауном Элиот пишет религиозную мистерию «Скала» (The Rock).

1935 – поэтическая драма «Убийство в храме» (Murder in the Cathedral) о духовном кризисе и мученической смерти св. Томаса Бекета.

1936 – сборник «Старые и новые очерки» (Essays Ancient and Modern).

1939 – во время очередной поездки в США читает имеющий большой резонанс лекционный курс в Кембридже.

1939 – мелодрама «Воссоединение семьи» (The Family Reunion) о нависшем над семьей проклятии и искуплении вины, сюжет которой восходит к эсхиловской трилогии об Оресте. Драма написана специально для неё разработанным и прославившим автора трёхстопным размером.

1940 – поэма «Ист Кокер» (East Coker).

1941 – поэмы «Бёрнт Нортон» (Burnt Norton) и «Драй Сэлвейджес» (The Dry Salvages).

1942 – выходит поэма «Литтл Гиддинг» («Little Gidding»). Элиот становится президентом Ассоциации классических исследований.

1943 – выступает с лекциями в США в Чикагском университете. Становится президентом Вергилиевского общества. Публикуется сюита «Четыре квартета» (Four Quartets), которую Элиот писал в 1935-1942гг. и которая считается вершиной его поэтического мастерства.

1948 – Элиоту присуждена нобелевская премия по литературе «за выдающийся новаторский вклад в современную поэзию». Выходит работа «Заметки к определению понятия "культура"» (Notes towards the Definition of Culture), в которой Элиот разъясняет свои известные консервативные позиции по проблемам классового деления, гомогенности общества и социальной роли религиозных сект.

1949 – король Георг VI вручает Элиоту орден «За заслуги». Выходит пьеса «Вечеринка с коктейлями» (The Cocktail Party).

1953 – пьеса «Личный секретарь» (The Confidential Clerk), в которой заимствованный у Еврипида сюжет служит анализу самопознания и призвания.

1957 – сборник «О поэтах и поэзии» (On Poetry and Poets). В этом же году Элиот женится на Эсме Валери Флетчер.

1958 – пьеса «Пожилой государственный деятель» (The Elder Statesman), сюжет которой отчасти напоминает софокловского «Эдипа в Колоне».

4 января 1965 – Элиот умер в Лондоне и был похоронен в Ист-Кокер, деревне в Сомерсете, откуда в середине XVII в. его предок Эндрю Элиот отправился в Америку.

Литературные произведения

Мировая художественная культура XIX в. (четвертая четверть) XX в. (первая четверть) XX в. (вторая четверть) XX в. (третья четверть)
Литература XIX в. (четвертая четверть) XX в. (первая четверть) XX в. (вторая четверть) XX в. (третья четверть)
Музыка XIX в. (четвертая четверть) XX в. (первая четверть) XX в. (вторая четверть) XX в. (третья четверть)
История XIX в. (четвертая четверть) XX в. (первая четверть) XX в. (вторая четверть) XX в. (третья четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer