Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: русская и зарубежная литература для школы Коллекция: русская и зарубежная литература для школы Коллекция: мировая художественная культураМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » Ш » Шоу, Бернард » БИОГРАФИЯ АВТОРА


Бернард Шоу (1856-1950)
George Bernard Shaw. Английский драматург, философ и прозаик.
 
Образовательный уровень основная школа
Источники Краткая литературная энциклопедия: В 8т. – М.: Советская энциклопедия, 1962. http://www.krugosvet.ru


Бернард Шоу


Джордж Бернард Шоу

George Bernard Shaw

Английский драматург, философ и прозаик

Родился 26 июля 1856г. в Дублине. Его отец, потерпев крах в бизнесе, начал пить; мать, разочаровавшись в супружестве, увлеклась пением. Шоу, по его собственному признанию, ничему не научился в школах, которые посещал, но многое почерпнул из книг Ч.Диккенса, У.Шекспира, Д.Беньяна, Библии, арабских сказок «Тысяча и одна ночь», а также слушая оперы и оратории, в которых пела мать, и рассматривая картины в Ирландской национальной галерее.

1871 – Шоу устраивается клерком в фирму по продаже земельных участков.

1872-1876 – становится кассиром.

1876 – в двадцатилетнем возрасте уезжает в Лондон к матери, которая после развода с мужем зарабатывает на жизнь уроками пения.

Шоу уже в молодости решает зарабатывать на жизнь литературным трудом, и хотя рассылаемые статьи возвращаются к нему, он продолжает осаждать редакции. Только одну его статью принимают к печати, заплатив автору пятнадцать шиллингов, – и это все, что Шоу зарабатывает пером за девять лет. За эти годы он пишет пять романов: «Незрелость» (Immaturity, 1879), «Неразумный брак» (The Irrational Knot, 1880), «Любовь артиста» (Love Among the Artists, 1881), «Профессия Кэшеля Байрона» (Cashel Byron's profession, 1882), «Неуживчивый социалист» (An unsocial socialist, 1883). Однако все эти романы были отвергнуты издателями.

1884 – Шоу вступает в «Фабианское общество», созданное в том же году для распространения социалистических идей, и  посвящает ему 27 лет жизни, нередко выступая с лекциями по три раза в неделю. Свое образование Шоу совершенствует в читальном зале Британского музея, где знакомится  с писателем У.Арчером (1856–1924), который приобщает его к журналистике.

1885-1888 – Шоу публикует театральные рецензии в «Пэлл-Мэлл газет» (Pall Mall Gazette) и музыкальные рецензии под псевдонимом Корно ди Бассето в «Стар» (Star), новой столичной газете с массовым тиражом.

 1886 – Шоу сотрудничает как внештатный корреспондент с еженедельником «Уорлд» (World).

1890 – становится штатным музыкальным критиком в «Уорлд».

1891 – Шоу пишет критический этюд «Квинтэссенция ибсенизма» (The Quntessence of Ibsenism), явившийся первым на английском языке исследованием творчества норвежского драматурга Ибсена, а также манифестом новой драмы.

1895 – Шоу становится театральным критиком в лондонском журнале «Сэтердей ревью» (Saturday Review) и в своих статья выступает с резкой критикой Генри Ирвинга, ведущего режиссера того времени, за отсутствие интереса к Генрику Ибсену и за вольную трактовку шекспировских пьес. Шоу также высмеивает популярные пьесы Артура Пинеро и мещанские мелодрамы Скриба и Сарду, противопоставляя этим пьесам театр социальный, реалистически изображающий современную жизнь.

1898 – Шоу женится на Шарлотте Пейн-Таунзенд, ирландской меценатке и социалистке. В этом же году выходит сборник «Пьесы приятные и неприятные» (Plays: Pleasant and Unpleasant). Одна из них, «Профессия миссис Уоррен» («Mrs. Warren's Profession», впервые поставлена в 1902), поднимающая тему проституции, запрещается цензурой; другая, «Поживем – увидим» (You Never Can Tell, 1895) после нескольких репетиций отклоняется; третья, «Оружие и человек» (Arms and the Man, 1894), осталась на тот момент непонятой. Помимо названных в сборник входят пьесы «Кандида» (Candida, 1895), «Избранник судьбы» (The Man of Destiny, 1897), «Дома вдовца» (Widower's Houses, 1892) и «Сердцеед» (The Philanderer, 1893). Поставленный в Америке Р.Мансфилдом «Ученик дьявола» (The Devil's Disciple, 1897) – первая пьеса Шоу, имеющая кассовый успех.

1899 – во время затянувшейся болезни Шоу пишет пьесу «Цезарь и Клеопатра» (Caesar and Cleopatra).

1900 – пьеса «Обращение капитана Брасбаунда» (Captain Brassbound's Conversion), которую сам писатель называет «религиозным трактатом».

1901 – пьесы «Ученик дьявола», «Цезарь и Клеопатра» и «Обращение капитана Брасбаунда» публикуются  в сборнике «Три пьесы для пуритан» (Three Plays for Puritans). Здесь окончательно формируется драматургический метод Шоу. Один из создателей «драмы идей», Шоу утверждает тип пьесы–дискуссии. В её центре – столкновение мнений, враждебных идеологий, ставящее острейшие проблемы общественной и личной нравственности. Персонажи Шоу характеризуются прежде всего тем, какие взгляды на жизнь они отстаивают. 

1903 – пьеса «Человек и сверхчеловек» (Man and Superman), одна из самых удачных пьес Шоу, имеющая огромный успех у критиков и у зрителей, является философской комедией, где автор делится своими взглядами на религию, женщин, брак.

1904 – молодой актер Х.Грэнвил-Баркер (1877–1946) вместе с предпринимателем Дж.Э.Ведренном принимает руководство лондонским театром «Корт» и открывает сезон, успех которого обеспечивают старые и новые пьесы Шоу – «Кандида», «Поживем – увидим», «Другой остров Джона Булля» (John Bull's Other Island, 1904), «Человек и сверхчеловек», «Майор Барбара» и «Врач перед дилеммой». Пьесы Шоу в постановке Ведренна и Гренвилл-Баркера настолько популярны, что из 988 спектаклей, игравшихся в «Ройял Корт тиэтр» в 1904-1907 гг., 701 поставлена по его произведениям.

1905 – написана пьеса «Майор Барбара» (Major Barbara), социальная сатира, представляющая собой напряженный интеллектуальный спор между религиозными убеждениями и мирскими амбициями, между ханжеством и искренностью.

1906 – пьеса «Дилемма врача» (The Doctor's Dilemma), в которой показано, как в современных условиях медицина теряет свой гуманистический характер.

1908 – решив писать пьесы, лишенные действия, Шоу создаёт пьесу-дискуссию «Женитьба» (Getting Married), которая имеет некоторый успех среди интеллектуалов.

1910 – пьеса «Мезальянс» (Misalliance), не имеющая  успеха.

1911 – сдавшись, Шоу пишет откровенно кассовую безделицу – «Первую пьесу Фанни» (Fanny's First Play), которая в течение почти двух лет идёт на сцене небольшого театра.

1913 – пьеса «Андрокл и лев» (Androcles and the Lion), критикующая догматическое христианство.

1914 – пьеса «Пигмалион» (Pygmalion), поставленная Г.Бирбомом-Три в «Театре Его Величества» с Патрик Кэмпбелл в роли Элизы Дулиттл. В пьесе сатирическому осмеянию подвергается социальная манерность, способствующая усилению классовых различий. Впоследствии по мотивам этой пьесы Алан Джей Лернер и Фредерик Лоу написали мюзикл «Моя прекрасная леди» (My Fair Lady, 1956).

1914-1918 – во время Первой мировой войны Шоу является  исключительно непопулярной фигурой. В ноябрьском номере «Нью-стейтсмен» (New Statesman) за 1914г., радикального журнала, созданного Шоу в 1913г. совместно с Беатрисой и Сиднеем Вебб, драматург помещает цикл статей «Война с точки зрения здравого смысла» (Common Sense about the War), в котором критикует и Англию, и Германию, призывает обе страны к переговорам, осмеивая слепой патриотизм. После этой публикации Шоу исключается из Клуба драматургов и теряет нескольких друзей.

1916 – выступает в поддержку Ирландского восстания и в защиту англоирландского дипломата сэра Роджера Кейсмента, который прибегнул к помощи Германии в поисках поддержки ирландского освободительного движения, был обвинен в государственной измене и казнен.

1919 – дописана пьеса, начатая ещё в 1913г. «Дом, где разбиваются сердца» (Heartbreak house), «английская фантазия на русские темы», созданная под явным влиянием А.Чехова. В ней Шоу показывает утрату духовных ценностей поколения, ответственного за кровопролитие.

1918-1920 – пьеса-пенталогия «Назад, к Мафусаилу» (Back to Methuselah), где Шоу облекает в драматургическую форму свои эволюционистские идеи. Центральный социально–философский мотив пьесы: человечество изуродовало свою жизнь, наполнив её всевозможными бедствиями; причина этого неразумного устройства – краткость жизни человека, неуспевающего приобрести необходимые знания, понятия и опыт. Отсюда задача – напряжением воли достичь библейского «мафусаилова» века (300 лет).

1924 – драма «Святая Иоанна» (Saint Joan). В глазах Шоу Жанна д'Арк – провозвестница протестантизма и национализма, и потому вполне закономерен приговор, вынесенный ей средневековой церковью и феодальной системой. При этом она отличается остроумием, практичностью и энергией, а также невинностью и богатым воображением, несущими угрозу для представителей духовенства, которых Шоу наделяет макиавеллиевскими чертами.

1925 – Шоу присуждена Нобелевская премия по литературе «за творчество, отмеченное идеализмом и гуманизмом, за искрометную сатиру, которая часто сочетается с исключительной поэтической красотой». Будучи принципиальным противником всевозможных премий, Шоу на церемонию награждения не приезжает, и премию вместо него вручают Артуру Даффу, послу Великобритании в Швеции. На причитающиеся лауреату деньги Шоу учреждает англо–шведский литературный фонд для переводчиков, в особенности переводчиков Стриндберга.

1928 – Шоу выпускает «Руководство для умной женщины по вопросам социализма и капитализма» (The Intelligent Woman's Guide to Socialism and Capitalism) – рассуждение на политические и экономические темы.

1929 – пьеса «Тележка с яблоками» (The Apple Cart), открывшая Малвернский фестиваль в честь драматурга.

1931 – Шоу совершает кругосветное путешествие, посещает множество стран, в том числе и СССР. Написана пьеса «Плохо, но правда» (Too True to Be Good).

1933 – пьеса «На мели» (On the Rocks).

1934 – пьеса «Простачок с Нежданных островов» (Simpleton of the Unexpected Islens).

1936 – комедия «Миллионерша» (Millionaires).

1938 – пьеса «Женева».

1939 – историческая пьеса «В золотые дни доброго короля Карла» (In Good King Charles's Golden Days).

Когда к власти в Англии приходит лейбористская партия, для которой драматург сделал так много, ему предлагают дворянство и титул пэра, но он от всего отказывается.

1946 – в возрасте девяноста лет писатель соглашается стать почетным гражданином Дублина и лондонского округа Сент-Панкрас, где он жил в молодые годы.

1943 – скончалась жена Шоу.

1949 – в Эйот-Сент-Лоренсе (графство Хертфордшир), где Шоу живёт после смерти жены, он заканчивает свою последнюю пьесу «Миллиарды Байанта» (Buoyant Billions).

2 ноября 1950 – Шоу умер в Эйот-Сент-Лоренсе.

Литературные произведения

Мировая художественная культура XIX в. (третья четверть) XIX в. (четвертая четверть) XX в. (первая четверть) XX в. (вторая четверть)
Литература XIX в. (третья четверть) XIX в. (четвертая четверть) XX в. (первая четверть) XX в. (вторая четверть)
Музыка XIX в. (третья четверть) XIX в. (четвертая четверть) XX в. (первая четверть) XX в. (вторая четверть)
История XIX в. (третья четверть) XIX в. (четвертая четверть) XX в. (первая четверть) XX в. (вторая четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer