Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: русская и зарубежная литература для школы Коллекция: русская и зарубежная литература для школы Коллекция: мировая художественная культураМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » И » Ибсен, Генрик » БИОГРАФИЯ АВТОРА


Генрик Ибсен (1828-1906)
Henrik Ibsen. Норвежский драматург.
 
Образовательный уровень основная школа
Источники Краткая литературная энциклопедия: В 8тт. М.: Советская энциклопедия, 1962. Зарубежные писатели: Биографический словарь. - М.: Просвещение, Учебная литература, 1997. http://www.krugosvet.ru


Генрик Ибсен


Генрих Ибсен

Henrik Ibsen

Норвежский драматург

Родился 20 марта 1828г. в портовом городе Шиен (южная Норвегия).

1844 – в шестнадцать лет Ибсен оставляет дом и отправляется в Гримстад, где работает учеником аптекаря. Занявшись журналистикой, пишет сатирические стихи. Выкраивая время, готовится к экзаменам в университет в Христиании (с 1924 – Осло).

1848 – его стихи впервые появляются в печати.

1850 – пишет тираноборческую драму «Катилина» (Catiline), в которой слышны отзвуки революционных событий 1848г.

Ибсен бросает медицину, переезжает в Христианию, где участвует в политической жизни, сотрудничает в газетах и журналах. 26 сентября 1850г. поставлена пьеса Ибсена  – одноактная лирическая драма «Богатырский курган»  (Kjaempehojen).

1851-1857 – благодаря пьесам «Катилина» и «Богатырский курган» Ибсен получает место драматурга, режиссера и художественного руководителя «Норвежского театра» в Бергене. становится театральным режиссёром в Бергене. Ставит Шекспира, Скриба, Дюма-сына, скандинавов – Хольберга, Эленшлегера (их воздействие сказывается на формировании его методов), позднее – Бьёрнсона и выступает как ярый сторонник возрождения национального норвежского искусства, как борец за идейно значительную драматургию. Чтобы лучше познакомится с достижениями современного театрального искусства, едет в Данию и Германию.

1853 – пьеса «Иванова ночь» (Sancthansnatten).

1855 – пьеса «Фру Ингер из Эстрота» (Fru Inger til Osterеt), действие которой происходит в 1528г.

1856 – пьеса «Пир в Сульхауге» (Gildet paa Solhoug). Она и «Катилина» – единственные пьесы Ибсена 50–х гг., которые в этот период пользуются успехом.   

1856 – пьеса «Воители в Хельгеланде» (Hoermoendene paa Helgeland), основанная на сагах.

1857 – пьеса «Улаф Лильекранс»  (Olaf Liljekrans).  В этом же году Ибсен  переезжает в Христианию и возглавляет столичный «Норвежский театр», художественным руководителем которого остаётся до 1862г.

1858 – Ибсен женится на Сусанне Торесен.

1859 – рождается их единственный сын Сигурд.

1862 – пьеса «Комедия любви» (Kjaerlighedens komedie). Написанная рифмованными двустишиями эта пьеса – едкая сатира на буржуазные представления о любви и браке.

1863 – пьеса «Борьба за престол» (Kongsemnerne), написанная по мотивам саг.

1864 – на полученную стипендию и с помощью друзей Ибсен уезжает в Италию. За рубежом он остаётся двадцать семь лет.

1866 – драматическая поэма «Бранд» (Brand), главный герой которой человек необычной цельности и силы. Он не соглашается ни на какие компромиссы, не жалеет ни себя, ни своих близких, чтобы выполнить то, что он считает своей миссией. Основной темой пьесы становится развенчание мнимой цельности человека, купленной жестокостью и не знающей милосердия.

1867 – пьеса в стихах «Пер Гюнт» (Per Gynt). Герой этой пьесы – полная противоположность Бранду. Пер Гюнт, простой крестьянский парень, воплощение душевной слабости человека, доведённое до гигантских размеров. Эта пьеса символизирует окончательное размежевание Ибсена с романтизмом и романтической идеализацией характера.

1869 – едкая сатирическая комедия на современную тему «Союз молодежи» (De unges Forbund).

На рубеже 70гг. Ибсен пишет политические и историко-философские стихи.

1873 – заканчивает дилогию о Юлиане-отступнике «Кесарь и галилеянин» (Keiser og Galilaear), которую он называет «мировой драмой» и в которой решаются проблемы устройства мира и возникает идея «третьего царства» – нравственно-политического идеала драматурга.

Мировая слава приходит к Ибсену в конце 70-х гг., когда он выступает с острокритическими пьесами из современной жизни, драмами идей.

1877 – пьеса «Столпы общества» (Samfundets stotter),  в которой Ибсен пытается сочетать философскую глубину «Кесаря и Галилеянина» с развлекательной легкостью «Союза молодежи».

1879 – пьеса в прозе «Кукольный дом» (Et dukkehjem) – одно из наиболее спорных и вызвавших ожесточенные дискуссии произведение Ибсена. Эта пьеса послужила причиной обвинения драматурга в аморализме, в подрыве нравственных основ семьи и общества.

1881 – пьеса «Привидения» (Gengangеre), в которой автор на частном примере семейной драмы представляет трагедию общества, которое не может освободиться от догм, уродующих жизнь каждого из его членов.  

1882 – пьеса «Враг народа» (En folkefjende), в которой раскрывается трусость и своекорыстие как консервативных, так и либеральных сил современного общества.

1884 – пьеса «Дикая утка» (Vildanden), отличительной особенностью которой является то, что она вся соткана из символов или символических действий.

1886 – драма «Росмерсхольм» (Rosmersholm), в которой показано, что стремление человека к полному осуществлению своего призвания – стремление не только закономерное, но по Ибсену и обязательное – оказывается иногда достижимым лишь за счёт счастья и жизни других людей.

1888 – пьеса «Женщина с моря» (Fruen fra havet), для которой характерно ослабление напряжённости идейных столкновений в сочетании с элементами мистики.

1890 – пьеса «Гедда Габлер» (Hedda Gabler), в которой появляется тема искусства, судьба художника в современном обществе, характерная для последующего творчества.

1891 – Ибсен возвращается на родину.

1892 – пьеса «Строитель Сольнес» (Bygmester Solness), герой которой решается принести в жертву для выполнения своего призвания судьбу других людей и терпит поражение.  Источником вдохновения для «Строителя Сольнеса» становится продолжительный роман Ибсена с Эмилией Бардах.

1894 – «Маленький Эйольфе» (Lille Eyolf).

1896 – «Йун Габриель Боркман» (John Gabriel Borkman).

1898 – 70-летие Ибсена становится национальным праздником в Норвегии.

1899 – пьеса «Когда мы, мёртвые, пробуждаемся» (Nеr vi dode vеgner), последняя из двадцати шести драм Ибсена, в которой он с беспрецедентной строгостью подвергает суду свой творческий путь и оценивает его как трагический провал.

23 мая 1906 – после продолжительной тяжёлой болезни Ибсен умер в Христиании.

Литературные произведения

Мировая художественная культура XIX в. (вторая четверть) XIX в. (третья четверть) XIX в. (четвертая четверть) XX в. (первая четверть)
Литература XIX в. (вторая четверть) XIX в. (третья четверть) XIX в. (четвертая четверть) XX в. (первая четверть)
Музыка XIX в. (вторая четверть) XIX в. (третья четверть) XIX в. (четвертая четверть) XX в. (первая четверть)
История XIX в. (вторая четверть) XIX в. (третья четверть) XIX в. (четвертая четверть) XX в. (первая четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer