Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: русская и зарубежная литература для школы Коллекция: русская и зарубежная литература для школы Коллекция: мировая художественная культураМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » М » Мольер, Жан-Батист » БИОГРАФИЯ АВТОРА


Мольер (1622-1673)
Псевдоним, настоящее имя Жан-Батист Поклен Jean-Baptiste Poquelin. Molière. Французский поэт и актёр, создатель классицистической комедии.
 
Образовательный уровень основная школа
Источники Краткая литературная энциклопедия: В 8тт. М.: Советская энциклопедия, 1962. Зарубежные писатели: Биографический словарь. - М.: Просвещение, Учебная литература, 1997. http://www.krugosvet.ru/articles/113/1011324/1011324a1.htm


Мольер


Мольер

(Псевдоним, настоящее имя Жан-Батист Поклен Jean-Baptiste Poquelin)

Molière

Французский поэт и актёр, создатель классицистической комедии

Родился 15 января 1622г. в Париже; сын Жана Поклена, придворного обойщика и королевского камердинера, и Марии, дочери частного обойщика Луи Крессе. В десятилетнем возрасте потерял мать.

1631-1639 – учится в иезуитском Клермонском коллеже, где, помимо богословских дисциплин, преподают античную литературу и древние языки; проявляет большой интерес к учёбе; переводит на французский поэму «О природе вещей» римского поэта и философа Лукреция.

1640 – изучает юридические науки в Орлеанском университете.

1641 – сдаёт экзамен на звание лиценциата права.

1642 – замещает отца в должности королевского камердинера.

1643 – отказывается от звания королевского обойщика и вскоре организовывает вместе с семьей Бежар «Блистательный театр»; ставит трагедии, трагикомедии, пасторали; принимает фамилию Мольер. После серии провалов театр прекращает своё существование. С остатками труппы Мольер уезжает в провинцию.

1645-1658 – труппа выступает в городах и замках Нормандии, Бретани, Пуату, Гаскони и Лангедока.

1650 – Мольер становится признанным главой труппы. Постепенно в её репертуаре ведущее место занимают комедийные представления. В условиях конкуренции с итальянскими комедиантами Мольер начинает сам сочинять небольшие пьески (дивертисменты), добавляя к французскому средневековому фарсу элементы итальянской комедии масок (комедия дель арте). Их успех побуждает его обратиться к более крупным формам.

1655 – Мольер создаёт свою первую пятиактную комедию в стихах «Сумасброд, или Все невпопад» (L'Etourdi, ou Les Contretemps).

1656 – комедия «Любовная размолвка» (Le Dépit amoureux).

1658 – мольеровская труппа становится самой популярной во французской провинции. Благодаря покровительству герцога Орлеанского, брата Людовика XIV, она получает возможность выступить 24 октября 1658г. перед королевским двором с трагедией П.Корнеля «Никомед» и фарсом Мольера «Влюбленный доктор». «Никомед» встречен холодно, но «Влюбленный доктор» производит фурор, и это решает судьбу труппы: ей присваивают звание «Труппы Брата короля» и предоставляют сцену театра Малый Бурбон. С этого времени Мольер окончательно отказывается от трагических ролей и начинает играть только комедийных персонажей.

1659 – Мольер ставит одноактную комедию в прозе «Смешные жеманницы» (Les Précieuses ridicules), в которой высмеивает неестественность и напыщенность прециозного стиля, культивировавшегося в литературе (группа поэтов во главе Ж.Шапленом) и светских салонах. Она имеет оглушительный успех, но одновременно порождает много врагов в свете. С этого дня жизнь Мольера превращается в постоянную борьбу с ними.

1660 – поставлена комедия положений «Сганарель, или Мнимый рогоносец» (Sganarelle, ou le Cocu imaginaire), трактующая традиционную тему супружеской неверности. В этом же году король предоставляет мольеровской труппе здание театра Пале-Рояль.

1661 – театральный сезон на новой сцене открывается пьесой «Дон Гарсия Наваррский, или Ревнивый принц» (Dom Garcie de Navarre, ou le Prince jaloux), но её философский комизм не был воспринят широкой публикой. После неё с успехом идёт «Школа мужей» (L'Ecole des maris), осмеивающая отцовский деспотизм и защищающая принципы естественного воспитания; она ознаменовала поворот автора к жанру комедии нравов; в ней уже угадывались черты высокой комедии.

1662 – комедия  «Школа жён» (L'Ecole des femmes), ставшая первой подлинно классицистической пьесой; её отличает глубокая психологическая разработка традиционной темы семьи и брака.

1663 – комедии «Критика Школы жён» (La Critique de l'Ecole des femmes) и «Версальский экспромт» (L'Impromptu de Versailles), ставшие ответом Мольера на обвинения в плагиате, в слабости сюжета и дурном вкусе пьесы «Школа жён». В них Мольер  зло иронизирует над своими недоброжелателями (маркизами, салонными дамами, прециозными поэтами и актерами Бургундского отеля). Те не брезгуют никакими средствами и даже обвиняют Мольера в кровосмесительстве (браке с якобы собственной дочерью); поддержка Людовика XIV, ставшего крёстным отцом его первого сына, кладёт конец сплетням.

1664 – Мольер  постоянно участвует в организации придворных празднеств, сочиняя и ставя комедии-балеты: в январе 1664г. сыгран «Брак по принуждению» (Le Mariage forcé), в мае – «Принцесса Элиды» (La Princesse d'Elide) и «Тартюф, или Лицемер» (Le Tartuffe, ou l'Hypocrite), жестокая пародия на религиозное ханжество, ставшая причиной скандала и запрещённая королём.

1665 – подвергается запрету  пьеса «Дон Жуан, или Каменный пир» (Dom Juan, ou le Festin de pierre), носившая резко антиклерикальный характер.

1666 – поставлена пьеса «Мизантроп» (Le Misanthrope), наиболее яркий образец «высокой комедии». Широкой публикой пьеса принята равнодушно. Мольер продолжает сочинять для придворных празднеств комедии-балеты и пьесы-пасторали. На сцене Пале-Рояля с большим успехом проходят две комедии в стиле народных фарсов, где высмеиваются медицинская наука и её служители, – «Любовь-целительница» (L'Amour médecin) и «Лекарь поневоле» (Le Médecin malgré lui).

1667 – Мольер решается представить в Пале-Рояле смягченный вариант «Тартюфа» под новым названием «Обманщик» (L'Imposteur), однако сразу после успешной премьеры он запрещается Парижским парламентом.

1668 – поставлена комедия «Амфитрион» (Amphitryon). За ней следуют «Жорж Данден, или Одураченный муж» (George Dandin, ou le Mari confondu), на известный народный сюжет о хитрой жене и легковерном муже, и «Скупой» (L'Avare), в котором объектом осмеяния оказываются ростовщичество и жажда обогащения. Хотя в пьесе использованы мотивы комедии древнеримского драматурга Плавта «Горшок», в ней показана всегда актуальная проблема власти денег над душами людей.

1669 – Мольеру удаётся снять запрет с «Тартюфа, в котором усилено сатирическое звучание, художественная форма доведена до совершенства. Именно этот третий вариант был опубликован, его читают и исполняют на сцене уже более трёхсот лет.

1669-1671 – он ставит одну за другой несколько комедий-балетов: «Господин де Пурсоньяк» (Monsieur de Pourceaugnac), «Блистательные любовники» (Amants magnifiques), «Графиня д'Эскарбарья» (La Comtesse d'Escarbagnas) и самую лучшую из них – «Мещанин во дворянстве» (Le Bourgeois gentilhomme), а также трагедию-балет «Психея» (Psyché).

1671 – поставлена фарсовая комедия «Проделки Скапена» (Les Fourberies de Scapin), вызвавшая новый виток полемики – автора упрекают в потакании плебейским вкусам и в отступлении от классицистических правил.

1672 – Мольер представляет публике высокую комедию «Учёные женщины» (Les Femmes savantes), где высмеивается салонное увлечение науками и философией и пренебрежение женщин семейными обязанностями.

1672-1673 – Мольер пишет свою последнюю комедию-балет «Мнимый больной» (Le Malade imaginaire), где возвращается к теме врачей-шарлатанов и доверчивых больных.

17 февраля 1673 – на четвёртом представлении «Мнимого больного» с Мольером случился удар, и через несколько часов он скончался. Церковные власти отказались похоронить его по христианскому обряду. Только после вмешательства короля тело Мольера было погребено 21 февраля на кладбище Св. Иосифа. В 1817г. его останки перенесли на кладбище Пер-Лашез.

1680 – мольеровская труппа указом короля соединена с труппой Бургундского отеля, в результате чего появился театр «Комеди Франсез».

Литературные произведения

Мировая художественная культура XVII в. (первая четверть) XVII в. (вторая четверть) XVII в. (третья четверть)
Литература XVII в. (первая четверть) XVII в. (вторая четверть) XVII в. (третья четверть)
Музыка XVII в. (первая четверть) XVII в. (вторая четверть) XVII в. (третья четверть)
История XVII в. (первая четверть) XVII в. (вторая четверть) XVII в. (третья четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer