Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: русская и зарубежная литература для школы Коллекция: русская и зарубежная литература для школы Коллекция: мировая художественная культураМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » Г » Гете, Иоганн Вольфганг » БИОГРАФИЯ АВТОРА


Иоганн Вольфганг Гете (1749-1832)
Johann Wolfgang von Goethe. Немецкий поэт, прозаик, драматург, философ, естествоиспытатель и государственный деятель.
 
Образовательный уровень основная школа
Источники Краткая литературная энциклопедия: В 8тт. М.: Советская энциклопедия, 1962. Зарубежные писатели: Биографический словарь. - М.: Просвещение, Учебная литература, 1997. http://www.krugosvet.ru/articles/30/1003033/1003033a1.htm


Иоганн Вольфганг Гете


Иоганн Вольфганг фон Гёте

Johann Wolfgang von Goethe

Немецкий поэт, прозаик, драматург, философ, естествоиспытатель и

государственный деятель

Гёте родился 28 августа 1749г. во Франкфурте-на-Майне в семье состоятельного имперского советника.

Первые стихотворные опыты Гёте относятся к восьмилетнему возрасту.

1765 – отправляется в Лейпцигский университет. К этому времени он уже является автором довольно значительного числа произведений, большинство которых впоследствии были уничтожены.

1767 – стихотворный сборник «Аннетте» (Das Buch Annette), посвящённый Анне Катарине Шёнкопф, дочери владельца лейпцигского трактира, где Гёте обычно обедал, и пасторальная комедия «Капризы влюбленного» (Die Laune des Verliebten).

1770-1771 – Гёте завершает в Страсбурге юридическое образование. Здесь он встречается с И.Г.Гердером (1744-1803), ведущим критиком и идеологом движения «Бури и натиска» (Sturm und Drang), переполненным планами создания в Германии великой и оригинальной литературы. Восторженное отношение Гердера к Шекспиру, Оссиану, «Памятникам старинной английской поэзии» Т. Перси и народной поэзии всех наций открыло новые горизонты перед Гёте.

1772-1776 – во Франкфурте Гёте является лидером литературного бунта против принципов, установленных И.Х.Готшедом (1700-1766) и теоретиками Просвещения.

1773 – Гёте пишет драму «Гёц фон Берлихинген» (Götz von Berlichingen), в которой, игнорируя классицистическое триединство, он показывает 56 сцен, множество персонажей, использует прозу, простой, местами грубоватый народный язык. Материалом для драмы послужило жизнеописание Готфрида фон Берлихингена, написанное им в 1557г., но опубликованное в 1731г. Гёц (сокр. от Готфрид) – реальное историческое лицо.

Тогда же, используя шекспировские «уроки», Гёте начинает работу над «Эгмонтом» (Egmont) и «Фаустом» (Faust); он помогает Гердеру собирать немецкие народные песни и сочиняет множество стихов в манере народной песни. Гёте разделяет убежденность Гердера в том, что истинная поэзия должна идти от сердца и быть плодом собственного жизненного опыта поэта, а не переписывать давние образцы. Эта убежденность становится на всю жизнь его главным творческим принципом.

В этот период пылкое счастье, каким его наполняла любовь к Фридерике Брион, дочери зезенгеймского пастора, воплотилась в яркой образности и задушевной нежности таких стихов, как «Свидание и разлука» (Willkommen und Abschied), «Майская песнь» (Mailied) и «С разрисованной лентой» (Mit einem bemalten Band); укоры же совести после расставания с нею нашли отражение в сценах покинутости и одиночества в «Фаусте», «Гёце», «Клавиго» и в ряде стихотворений. 

1773-1775гг. – Гёте создаёт первый набросок «Фауста», содержащий основные сюжетные моменты будущего произведения. Этот так называемый «Пра-Фауст» не сохранился в рукописях писателя, но был обнаружен в 1887г. в записи одной из почитательниц Гёте.

1774 – в Вецларе, где Гёте по настоянию отца стажируется в имперском суде, он пишет роман «Страдания юного Вертера» (Die Leiden des jungen Werthers), который делает его знаменитым не только  во всей Германии, но и во всей читающей Европе. Гёте избрал для «Вертера» эпистолярную форму. Письма представляют собой исповедь героя. События романа происходят с мая 1771г. по декабрь 1772г. Таким образом, время действия и время создания романа очень близки. Сентиментальная страсть Вертера к Лотте и трагическая его дилемма: любовь к девушке, уже обручённой с другим, – часть собственного жизненного опыта Гёте. На склоне лет Гёте рассказывал, что написал «Страдания юного Вертера», чтобы освободиться от преследовавшей его мысли о самоубийстве. Однако поступок Вертера оказался столь заразительным, что после издания переводов романа во Франции (1774), Англии (1776), Голландии (1781), Италии (1781), Швеции (1783) и России (1788) по Европе прокатилась волна самоубийств молодых людей, которые готовы были ценой жизни доказать истинность своей страсти.   

1775-1786 – Гёте является советником молодого герцога Карла Августа при Веймарском дворе. Он принимает на себя ряд государственных обязанностей, становится первым министром герцога, получает титул тайного советника, ведает прокладкой дорог, набором рекрутов, государственными финансами, общественными работами, горнорудными проектами и т.д. и многие годы проверяет, изучая геологию, минералогию, ботанику и сравнительную анатомию. Кроме того, Гёте находится в самом центре придворного общества: он – неустанный выдумщик и устроитель балов, маскарадов, розыгрышей, любительских спектаклей, охот и пикников, попечитель парков, архитектурных памятников и музеев. Многочисленные служебные обязанности Гёте серьёзно препятствуют завершению начатых им крупных произведений – «Вильгельма Мейстера» (Wilhelm Meister), «Эгмонта», «Ифигении» (Iphigenie) и «Тассо» (Tasso). В это время эмоциональность и революционное тираноборство периода «Бури и натиска» отходят в прошлое; теперь идеалами Гёте в жизни и искусстве становятся сдержанность и самоконтроль, уравновешенность, гармония и классическое совершенство формы. Вместо великих гениев его героями становятся вполне обычные люди. Свободные строфы его стихов спокойны и безмятежны по содержанию и ритмике, но мало-помалу форма становится жестче, в частности Гёте предпочитает октавы и элегические двустишия великой «тройки» – Катулла, Тибулла и Проперция.

1783 – элегия «Ильменау» (Ilnemau), ознаменовавшая поворот в поэзии Гёте от юношеских тираноборческих идеалов к центральному в его системе нравственных ориентиров понятию долга.

1786-1788 – взяв полуторагодичный отпуск, Гёте едет в Италию, занимается там лепкой, делает более тысячи пейзажных набросков, читает античных поэтов и историю античного искусства И.И.Винкельмана (1717-1768).

1788 – напечатана драма «Эгмонт» (Egmont), начатая ещё в 70-х гг. и окончательно завершённая в 1787г. в Италии. Здесь Гёте, как и Шекспир, обращается к исторической эпохе, крайне тяжёлой, когда сплетаются политические и религиозные конфликты. Стремясь воссоздать события, происходящие в Нидерландских провинциях (современные Бельгия и Голландия) в середине XVIв., предельно правдиво, Гёте избирает прозаическую форму, что для того времени является новаторством, так как драмы писались стихами. 

1790 – опубликован «Фауст. Фрагмент», представляющий сокращённый вариант «Пра-Фауста». Его очень высоко оценил Ф.Шиллер и подвигнул Гёте на продолжение «Фауста». Особенно интенсивно работа протекала с 1797 по 1801гг. были написаны «Посвящение» оба «Пролога», сцены «Кабинет Фауста» и «Вальпургиева ночь».

Кроме того, опубликована драма «Торквато Тассо» (Torquato Tasso, написана 1780-1789гг.), пропагандирующая мирные постепенные реформы, замену идей борьбы идеей воспитания, а также «Римские элегии» (Römische Elegien), плод тоски по Риму и любви к Кристиане Вульпиус, которая стала в 1806г. женой Гёте.

1794 – устанавливает дружеские отношения с Ф.Шиллером, который просит у Гёте помощи в издании нового журнала «Оры». Вскоре Шиллер переезжает в Веймар.

1795-1796 – Гёте заканчивает роман «Годы учения Вильгельма Мейстера» (Wilhelm Meisters Lehrjahre), где в прозаическое повествование  об образованном немецком бюргере, порвавшем со своей средой, сблизившемся с актёрами и ставшем затем выдающимся драматургом, включены несколько стихотворений. В основе романа – неоконченное произведение Гёте «Театральное призвание Вильгельма Мейстера» (Wilhelm Meistersthetralische Seldung, 1777-1785, опубл. 1911), повествующее об усилиях героя создать национальный театр в Германии. В романе нашла отражение деятельность выдающихся немецких актёров того времени.

1796 – эпическая поэма «Герман и Доротея» (Hermann und Dorothea), в которой Гёте предпринимает попытку создать идеальные образцы своих современников, жителей маленького немецкого городка, на фоне событий Французской революции.

1797 – постоянное и тесное общение Гёте с Шиллером, обсуждение творческих планов и их совместное осуществление, например, создание сатирического цикла «Ксении» (Xenien, 1796), приводит к дружескому состязанию в написании баллад. Благодаря этому состязанию  появляются «Ночной царь» (Erlkönig), «Коринфская невеста» (Die Braut von Korinth) и др., стихи, написанные в традициях страшной сумрачной баллады. Источниками этих произведений служат античные мифы и средневековые предания.

1797-1801 – период интенсивной работы над Фаустом.

1808 – выходит первая часть «Фауста», законченная в 1806г.

1809 – семейный роман  «Избирательное сродство» (Die Wahlverwandtschaften), в котором Гёте вновь поднимает вопрос о свободе чувства, но, в отличие от «Вертера», разрешает этот вопрос под знаком отречения и верности семейным устоям.

1811-1814 – Гёте пишет автобиографическую книгу «Поэзия и правда» (Dichtung und Wahrheit, опубл. 1811-1833), рассказывающую историю детства и юности поэта вплоть до 1775г., переезда в Веймар.

1814-1819 – Гёте пишет «Западно-восточный диван» (West-Östlicher Diwan, опубл. 1819), сборник любовной лирики. Диваном в восточных странах называли сборники стихотворений, расположенных в определённом порядке. Падение Наполеона, увлечённость Марианной фон Виллемер, открытие лирики Хафиза, жившего и Ширазе в XIVв. – всё это, поэтически преображённое, составило содержание «Западно-Восточного дивана».

1816-1829 – публикуется «Путешествие в Италию» (Italienische Reise), отчёт о поездке в Италию в 1786-1788гг.

1831 – Гёте по настоятельным просьбам своего секретаря Иоганна Петера Эккермана завершает работу над «Фаустом», замысел второй части которого возник ещё в 1797-1801гг.

22 марта 1832 – Гёте умер в Веймаре.

1833 – в первом томе «Посмертного издания сочинений» Гёте издана полностью трагедия «Фауст» (Faust).

Литературные произведения

Мировая художественная культура XVIII в. (вторая четверть) XVIII в. (третья четверть) XVIII в. (четвертая четверть) XIX в. (первая четверть) XIX в. (вторая четверть)
Литература XVIII в. (вторая четверть) XVIII в. (третья четверть) XVIII в. (четвертая четверть) XIX в. (первая четверть) XIX в. (вторая четверть)
Музыка XVIII в. (вторая четверть) XVIII в. (третья четверть) XVIII в. (четвертая четверть) XIX в. (первая четверть) XIX в. (вторая четверть)
История XVIII в. (вторая четверть) XVIII в. (третья четверть) XVIII в. (четвертая четверть) XIX в. (первая четверть) XIX в. (вторая четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer