Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: русская и зарубежная литература для школы Коллекция: русская и зарубежная литература для школы Коллекция: мировая художественная культураМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » С » Сервантес » БИОГРАФИЯ АВТОРА


Мигель де Сервантес Сааведра (1547-1616)
Miguel de Cervantes Saavedra. Испанский писатель.
 
Образовательный уровень основная школа
Источники Краткая литературная энциклопедия: В 8тт. М.: Советская энциклопедия, 1962. Зарубежные писатели: Биографический словарь. - М.: Просвещение, Учебная литература, 1997. http://www.krugosvet.ru/articles/31/1003197/1003197a1.htm


Мигель де Сервантес Сааведра


Мигель де Сервантес Сааведра

Miguel de Cervantes Saavedra

Испанский писатель

Родился 29 сентября 1547г. в Алкала-де-Энарес (пров. Мадрид). Его отец, Родриго де Сервантес, был скромным хирургом, и многочисленная семья постоянно жила в бедности. В поисках заработка семья постоянно переезжала из города в город.

1551 – семья поселилась в Вальядолиде, тогда столице королевства.

1557-1561 – Сервантес учится в коллегии иезуитов.

1561 – семья переезжает в Мадрид, и Сервантес продолжает обучение в городской школе, где его учителем становится гуманист Хуан Лопес де Ойос.

Около 1567 – Сервантес пишет сонет, обращённый к королеве Изабелле Валуа, третьей жене Филиппа II.

1568 – во время обучения в городской коллегии Мадрида Сервантес упоминается в связи с несколькими стихотворениями на смерть королевы (3 октября 1568).

Дальнейшее обучение Сервантесу недоступно из-за бедности, и он занимается самообразованием.

1569 – по протекции своего учителя Хуана де Ойос Сервантес принят камерарием к послу папы Пия V монсеньору Джулио Аквавива-и-Арагону. Вместе с ним он посещает Италию, которая производит на него огромное впечатление.

1570 – Сервантес вступает в испанский полк Мигеля де Монкады, расквартированный в Италии, которая готовится к нападению турок, и несёт службу на маленьком корабле «Маркеза».

1 октября 1571 – принимает участие в сражении при Лепанто; одна из полученных ран вызывает паралич левой руки.

1571-1575 – отправляется на Сицилию поправляться. Затем вновь участвует в боях, несёт службу на острове Корфу, в Северной Африке, разных городах Италии.

1575 – решает вернуться в Испанию, надеясь в награду за службу получить должность капитана в армии. 26 сентября 1575 корабль, на котором он плывёт, захватывают  турецкие пираты.

1575-1580 – Сервантес 5 лет проводит в плену в Алжире, организовывает несколько неудачных побегов, поражает всех своим мужеством и свободолюбием. Впечатления от плена отразились в написанной им в это время драме «Алжирские нравы» (El Trato de Argel).

1580 – на деньги, собранные семьей Сервантеса, его выкупают монахи-тринитарии. Он рассчитывает на достойное вознаграждение по возвращении домой, однако его надежды не оправдываются.

1584 – 37-летний Сервантес женился в Эскивиас (провинция Толедо) на 19-летней Каталине де Паласиос. Многие годы он проводит вдали от жены; Исабель де Сааведра, его единственный ребенок, родилась от внебрачной связи.

1585 – выходит пасторальный роман «Галатея» (Galatea). Его содержание составляют превратности любви идеализированных пастухов и пастушек. В «Галатее» проза чередуется с поэзией; здесь нет ни главных персонажей, ни единства действия, эпизоды соединяются самым нехитрым образом: пастухи встречаются друг с другом и рассказывают о своих радостях и печалях. Действие разворачивается на фоне условных картин природы – это неизменные леса, родники, чистые ручьи и вечная весна, позволяющая жить на лоне природы. Здесь гуманизируется идея божественной благодати, освящающей души избранных, и любовь уподобляется божеству, которому поклоняется влюбленный и которое укрепляет его веру и волю к жизни. Вера, рождаемая человеческими желаниями, приравнивается таким образом к религиозным верованиям, что, вероятно, объясняет постоянные нападки католических моралистов на пасторальный роман, который расцвел и угас во второй половине XVI в.

1587 – Сервантес становится  комиссаром по закупке пшеницы, ячменя и оливкового масла в Андалусии для «Непобедимой Армады» Филиппа II. Дважды Сервантесу приходится реквизировать пшеницу, принадлежащую духовенству, и хотя он выполняет приказ короля, его отлучают от церкви. Кроме того, за 15 лет службы он несколько раз попадает в тюрьму (1592, 1597, 1602) по ложным обвинениям в сокрытии денег и за невзысканные недоимки.

1580-1590-е – Сервантес пишет и ставит в театрах свои драмы. Две пьесы этого периода сохранились – переработанная «Алжирские нравы» и «Разрушение Нумансии» (La Numancia). Они сыграли важную роль в становлении испанского классического театра.

1590 – Сервантес безуспешно ходатайствует о должности в американских колониях Испании.

1602 – очередное тюремное заключение. Считается, что во время одного из тюремных заключений Сервантес начинает писать свой роман о Дон Кихоте.

1604 – переезжает в Вальядолид, где в то время пребывает король. К этому времени Сервантес является автором уже 20-30 пьес и создателем значительного числа глав первой части «Дон Кихота» (Don Quijote)

1605 – опубликована первая часть романа «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» (El ingenioso hidalgo Don Quixote de la Mancha). В этом произведении органически сочетаются реализм, героика и романтика. Пародируя рыцарский роман, Сервантес даёт широкую картину жизни Испании, трагикомически изображает мир непрактичного духа и бездуховной практики. Роман по природе синтетический, органически соединяющий все известные до него литературные прозаические жанры. Кроме элементов рыцарского романа, в нём находят и пастораль, и любовно-приключенческую повесть, и назидательную новеллу, и плутовской жанр, а также влияние испанской лирики и фольклора. Образы странствующего рыцаря Дон Кихота и его оруженосца Санчо Пансы стали нарицательными.

1606 – Сервантес вновь попадает в тюрьму, на этот раз по подозрению в убийстве.

1608 – переезжает в Мадрид и полностью посвящает себя написанию и публикации книг.

1613 – публикует сборник «Назидательные новеллы» (Las novelas exemplares), который  объединяет двенадцать рассказов, а назидательность, вынесенная в заглавие (иначе – их «образцовый» характер), связана с «моралью», заключённой в каждой новелле. Четыре из них – «Великодушный поклонник» (El Amante liberal), «Сеньора Корнелия» (La Señora Cornelia), «Две девицы» (Las dos donzellas) и «Английская испанка» (La Española inglesa) – объединяет общая тема, традиционная еще для византийского романа: пара влюбленных, разделенная прискорбными и капризными обстоятельствами, в конце концов воссоединяется и обретает долгожданное счастье. Героини почти все идеально прекрасны и высоконравственны; они и их возлюбленные способны на величайшие жертвы и всей душой тянутся к моральному и аристократическому идеалу, освещающему их жизнь. Другую группу «назидательных» новелл образуют «Сила крови» (La fuerza de la sangre), «Высокородная судомойка» (La ilustre fregona), «Цыганочка» (La Gitanilla) и «Ревнивый эстремадурец» (El celoso estremeño). Первые три предлагают истории любви и приключений со счастливой развязкой, четвертая же оканчивается трагически. В «Ринконете и Кортадильо» (Rinconete y Cortadillo), «Обманном браке» (El casamiento engañoso), «Лиценциате Видриера» (El licenciado vidriera) и «Беседе двух собак» больше внимания уделяется характерам фигурирующих в них персонажей, нежели действию, – это последняя группа новелл. «Ринконете и Кортадильо» – одно из самых обаятельных сочинений Сервантеса. Два юных бродяги связываются с воровским братством. Комизм торжественного церемониала этой банды головорезов подчеркнут суховато-юмористическим тоном Сервантеса.

В 1613г. Сервантес становится терциарием Францисканского ордена. Незадолго до смерти принимает монашеский сан.

В последние годы жизни он имеет средства к существованию главным образом благодаря пенсиям от графа Лемоса и архиепископа Толедо.

1614 – выходит «Путешествие на Парнас» (Viaje del Parnaso) – переделка поэмы итальянца Чезаре Капорали с тем же названием. Здесь средствами аллегории представлена литературная борьба, насмешка над графоманством, необходимость для настоящей поэзии отстаивать свои позиции.  Поэма сопровождается «Добавлением к «Парнасу», в котором даётся оценка всех современных Сервантесу писателей. Особенно выделены в лучшую сторону Лопе де Вега, Тирсо де Молина и Кеведо.

Также в 1614г. выходит «Второй том хитроумного идальго дон Кихота Ломанческого», написанный Алонсо Фернандесом де Авельянедой. Он откровенно издевается над Сервантесом, смеясь над его возрастом, однорукостью, жизненными неудачами, литературными вкусами. Сохранив композиционные приёмы первого тома, Авельянеда меняет образ главного героя. Его поступками теперь движет не рыцарственность, а вера и стремление к обогащению.

1615 – выходит вторая часть «Дон Кихота», в которой Сервантес полемизирует с Авельянедой. Он упрекает его за отклонение от первой части, за изменение характера героя. Но для истории литературы важнее то, что «Лжекихот» стал для Сервантеса образцом-наоборот, основанием для более глубокого выделения в тексте гуманистического начала, которое оказалось совершенно непонятным Авельянеде. В результате этих изменений роман приобрёл философское звучание.

В этом же году издан сборник «Восемь комедий и восемь интермедий» (Ocho comedias y ocho entremeses nuevos). В него входят произведения, создаваемые на протяжении последних пятнадцати лет и предназначенные для чтения.

23 апреля 1616 – Сервантес умер в Мадриде и был погребён в монастыре на улице Кантарранас за счёт благотворительных средств братства.

1617 – посмертно опубликован приключенческий роман «Странствия Персилеса и Сихизмунды» (Los trabajos de Persiles y Segismunda), задуманный ещё в 1590-е гг.

Литературные произведения

Мировая художественная культура XVI в. (вторая четверть) XVI в. (третья четверть) XVI в. (четвертая четверть) XVII в. (первая четверть)
Литература XVI в. (вторая четверть) XVI в. (третья четверть) XVI в. (четвертая четверть) XVII в. (первая четверть)
Музыка XVI в. (вторая четверть) XVI в. (третья четверть) XVI в. (четвертая четверть) XVII в. (первая четверть)
История XVI в. (вторая четверть) XVI в. (третья четверть) XVI в. (четвертая четверть) XVII в. (первая четверть)

« вернуться

версия для печати  

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer