Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: русская и зарубежная литература для школы Коллекция: русская и зарубежная литература для школы Коллекция: мировая художественная культураМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » Е » Есенин, Сергей Александрович


АЛФАВИТНЫЕ УКАЗАТЕЛИ:  БИОГРАФИЯ АВТОРА,  ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ,  СТАТЬИОБЩИЙ КАТАЛОГ

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Есенин, Сергей Александрович. Черный человек. ‹1923 —›14 ноября 1925
Последняя поэма Есенина. Первый её вариант, от которого сохранилось только два листка, по словам современников, был значительно более трагичен и больше по размеру. "Чёрный человек" вызвал довольно многочисленные отзывы в критике, в основном отрицательного характера. Далее см. в примечаниях.  подробнее
  • ЧЕРНЫЙ ЧЕЛОВЕК.doc (application/msword, 206336 байт)
  • Есенин, Сергей Александрович. "Каждый труд благослови, удача..." 12 июля 1925
    Сестра поэта А.А.Есенина вспоминала: «В первой половине июля Сергей уезжает в деревню, или, как мы говорили, «домой». Дома он прожил около недели <с 10 по 16 июля>. В это время шел сенокос, стояла тихая, сухая погода, и Сергей почти ежедневно уходил из дома, то на сенокос к отцу и помогал ему косить, то на два дня уезжал с рыбацкой артелью, километров за пятнадцать от нашего села ловить рыбу. Эта поездка с рыбаками и послужила поводом к написанию стихотворения „Каждый труд благослови, удача!..“, которое было написано там же, в деревне».  подробнее

    Есенин, Сергей Александрович. "Гой ты, Русь, моя родная..." 1914
    Ст. сразу оценила критика как значит. достижение только начинавшего входить в лит-ру поэта. Автор одной из первых статей, посвящ. его творчеству, П.А.Кузько писал, что от ст. веет «подлинной, медовой, „спасовой“ Русью, веселым хороводным плясом», что в нем видны «сочность, красочность и другие, еще скрытые от широкой публики неисчислимые богатства русского языка». С одобрением цитировали стихотворение и др. критики, отмечая, что строки «пропитаны большой любовью к земле и к травам», в ст. видели начальный этап той «живописной красочности», к-ая составила одну из особенностей имажинизма Есенина. Подобных суждений было в критике немало, но встречались и принципиально иные. Продолжая широко развернувшийся к 1915г. спор о сущности «неонароднической», «новокрестьянской» поэзии, представленной именами Н.А.Клюева, С.А.Клычкова и др., присоединив к ним новое имя – Есенина, нек. резко выступили против этого течения, утверждая, что ничего «общенародного» в этой поэзии нет, что она «вызвана искусственно, родилась в душных петроградских редакциях, специально для потехи бар». Контрастность, диаметральная противоположность оценок ст. не уменьшались и не сглаживались все послед. годы жизни поэта.  подробнее

    Есенин, Сергей Александрович. "Шел Господь пытать людей в любови…" 1914
    4 июня 1915 г. С.М.Городецкий писал Есенину в Константиново: «Был здесь Бальмонт. Показывал ему твои портреты и стихи, где нищий дает Богу хлеб — понравилось чрезвычайно».  подробнее

    Есенин, Сергей Александрович. Русь. 1914
    С.Д.Фомин, член Суриковского кружка, вспоминал: «...в начале 1915 г., еще перед отъездом в Петербург, Есенин является к товарищам, где был и я, с большим новым стихотворением под названием „Русь“. В тесной накуренной комнате все притихли. Зазвенел голос белокурого Сережи. <...> Читал Сережа с душой и с детски чистым и непосредственным проникновением в те события, какие надвигались на любимую им, мужичью, в берестяных лапотках, Русь. <...> Есенин стихотворением „Русь“ <...> гигантски шагнул вперед. Этим стихотворением он и приобретает себе известность и имя» («Памяти Есенина»). Один из первых печатных отзывов о поэме, принадлежащий З.Д.Бухаровой, был также проникнут впечатлением от авторского чтения: «И когда он начал с характерными рязанскими ударениями на „о“ рассказывать меткими ритмическими строками о страданиях, молитвах, надеждах родной деревни („Русь“), когда засверкали перед нами необычные по свежести, забытые по смыслу, а часто и совсем незнакомые обороты, слова, образы,— когда перед нами предстал овеянный ржаным и лесным благоуханием „Божией милостью“ юноша-поэт,— размягчились, согрелись холодные, искушенные, неверные, темные сердца наши, и мы полюбили рязанского Леля».  подробнее
  • РУСЬ.doc (application/msword, 28672 байт)
  • Есенин, Сергей Александрович. Песнь о собаке. 1915
    Образ собаки — один из любимейших, в творчестве Есенина ему посвящен целый ряд стихотворений ("Бобыль и Дружок" и др.). "Песнь о собаке" входила в число произведений, часто читавшихся Есениным с эстрады. Широко известен рассказ М.Горького о впечатлении, которое оставляло авторское чтение (см. Восп., 2, 9). Анекдотически оценивала стихотворение пролеткультовская критика. Говорилось, например, что Есенин «стал имажинистом и в новой одежде он преподал нам ощенившуюся суку... И это в то время, когда мир захлебывается в крови гражданской войны, когда у израненного пролетариата кружится голова от напряжений!». Характерно, что этот выпад вызвал поощрительную реплику П.И.Лебедева-Полянского. Очень высокую оценку стихотворению дала Н.И.Петровская. В рецензии на она подчеркнула, что стихотворение «необходимо привести целиком» и, процитировав его, продолжала: «Чистый эпос вдруг расширяется, отодвигает все условные рамки и принимает в себя глубину глубочайшей, волнующей сердце лирики. И "Песнь о собаке", просто о "суке", у которой по житейской простодушной жестокости утопили "семерых щенят", звучит, как Requiem».  подробнее

    Есенин, Сергей Александрович. "Не бродить, не мять в кустах багряных..." 1916
    С.А.Толстая-Есенина высказывала предположение, что «стихотворение было навеяно смертью одной девушки, которую Есенин любил в годы молодости в своем родном селе». Имелась в виду А.А.Сардановская. Предположение неверное (она скончалась позже, в апреле 1921 г.), но стихотворение действительно могло быть связано с А.А.Сардановской. Во второй половине июня 1916 г. Есенин, получив краткосрочный отпуск с воинской службы, ездил к себе на родину и там виделся с ней. Анна Алексеевна Сардановская (1896—1921) — юношеское увлечение поэта. Внучатая племянница отца Ивана (И.Я.Смирнова, священника села Константиново), она вместе с матерью, сестрой и братом часто приезжала к нему и, случалось, проводила в Константинове все лето. В 1918 г. она вышла замуж. Скончалась родами 7 апреля 1921 г. Не исключено, что с известием о ее смерти связан рассказ Есенина, записанный И.В.Грузиновым и отнесенный им к весне 1921 г.: «У меня была настоящая любовь. К простой женщине. В деревне. Я приезжал к ней. Приходил тайно. Все рассказывал ей. Об этом никто не знает. Я давно люблю ее. Горько мне. Жалко. Она умерла. Никого я так не любил. Больше я никого не люблю».  подробнее

    Есенин, Сергей Александрович. "О красном вечере задумалась дорога..." 1916
    Это стихотворение, вместе с четырьмя другими, Есенин в середине октября 1916г. передал И.И.Ясинскому для публикации в Биржевых ведомостях, а 30 ноября 1916г. обратился к другому сотруднику редакции, А.Л.Волынскому, с просьбой «задержать» два из них («О товарищах веселых...» и «О красном вечере задумалась дорога...»). Это связано с намерением автора издать цикл, состоящий из данных стихотворений, а также из ст. «Осень» и «Синее небо, цветная дуга...» в сборнике «Скифы» (сборник 1, Пг., 1917). Рецензент Д.Н.Семеновский писал: «За последние годы в русской поэзии появилась целая школа так называемых „поэтов-народников“, ничего общего с народом, однако, не имеющих. Их творчество от подлинно народного творчества отличается так же резко, как опереточный мужичок в шелковой рубахе и плисовых шароварах отличается от настоящего мужика в рваной сермяге и с изуродованными работой руками. Их стихи — утрированный лубок, пряник в сусальном золоте». К числу таких поэтов рецензент относил Есенина. В качестве примера неудачных стихов он цитировал данное стихотворение, выделяя, в частности, выражение «мякиш тишины» (г. «Рабочий край», Иваново-Вознесенск, 1918). Были, однако, и одобрительные рецензии.  подробнее

    Есенин, Сергей Александрович. "Устал я жить в родном краю..." 1916
    В новых стихах Есенина 1915-16гг. уже немало подлинных лирических шедевров; таковы, например, его стихи о светлой, нежной любви, окрашенной в чувственные тона - "Не бродить, не мять в кустах багряных" (1916). В целом же в лирике Есенин этой поры преобладает тема молитвенной, страннической Руси ("Тебе одной плету венок", 1915; "Запели тесаные дроги", и др.), отмеченная в 1915-16 влиянием блоковских стихов о России и клюевского "избяного" мифа. Однако все отчетливей в его лирике проступают приметы другой – каторжной Руси, по к-рой бредут "люди в кандалах" ("В том краю, где желтая крапива", 1916; "Синее небо, цветная дуга", 1916). Лирический герой Есенина – то "нежный отрок", "смиренный инок", – то "грешник", "бродяга и вор", разбойник с кистенем и т. п. ("Наша вера не погасла", 1915; "Разбойник", 1915; "Устал я жить в родном краю…", 1916). Та же противоречивая двойственность определяет собой и образ "нежного хулигана" в стихах Есенина периода "Москвы кабацкой" (1924).  подробнее

    Есенин, Сергей Александрович. "Нивы сжаты, рощи голы..." 1917
    Стихотворение вызвало гнев одного из главных теоретиков Пролеткульта П.И.Лебедева-Полянского. Он писал: «В стихах С.Есенина нет даже здоровых крестьянских настроений, хотя он часто вспоминает и „кобылицу с красным хвостом“, и телят, и кобелей, и многое другое из обихода крестьянской жизни», – и в качестве доказательства цитировал это стихотворение и «Инонию». Наоборот, устойчивые крестьянские настроения увидел в стихотворении Г.Лелевич, но именно за это и осудил его. В отличие от критиков этого склада, С.Д.Спасский увидел в стихотворении прежде всего произведение лирическое и счел его одним из характерных примеров того, что у поэта «настроение всегда ищет образного языка».  подробнее


        [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]    впередвперед


    Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

    Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
    Обратная связь
    © INTmedia.ru


    Разработка сайта: Metric
    Хостинг на Parking.ru
    CMS: Optimizer