Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: русская и зарубежная литература для школы Коллекция: русская и зарубежная литература для школы Коллекция: мировая художественная культураМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » XIX в.


XIX в. (первая четверть)

XIX в. (вторая четверть)

XIX в. (третья четверть)

XIX в. (четвертая четверть)

АЛФАВИТНЫЕ УКАЗАТЕЛИ:  БИОГРАФИЯ АВТОРАЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯСТАТЬИОБЩИЙ КАТАЛОГ

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Достоевский, Фёдор Михайлович. Бедные люди. 1845
http://www.rvb.ru/dostoevski/01text/vol1/01.htm
Первое произведение Достоевского, сразу выдвинувшее его в ряд признанных писателей гоголевского направления – натуральной школы. В восторженном отзыве В.Г.Белинского было сказано, что молодой писатель впервые в русской литературе нарисовал судьбу «маленького человека» как социальную трагедию, а в бесправной и забитой личности открыл глубокую человечность. Повесть во многом связана с художественным миром Гоголя и с поэтикой гоголевских петербургских повестей.  подробнее

Достоевский, Фёдор Михайлович. Господин Прохарчин. 1846
http://www.rvb.ru/dostoevski/01text/vol1/04.htm
Образ полунищего чиновника, откладывающего свои деньги в «старый истертый тюфяк», мог быть подсказан Достоевскому заметкой «Необыкновенная скупость» о коллежском секретаре Н.Бровкине, нанимавшем, «за пять рублей ассигнациями в месяц весьма тесный уголок у солдатки» на Васильевском острове и питавшемся «куском хлеба, с редькой или луком, и стаканом воды»; после смерти Бровкина, вызванной постоянным недоеданием, в его тюфяке хозяйкой был найден «капитал 1035 рублей 70 3/4 коп. серебром», представленный «местной полиции». Связав зародившуюся у Прохарчина мысль о накоплении капитала с его трагическим ощущением непрочности положения «маленького человека», на которого со всех сторон ежеминутно надвигаются грозные опасности, вроде экзаменов, «уничтоженной» канцелярии или сдачи его в солдаты за вольнодумство, Достоевский продолжил разработку того комплекса социально-психологических проблем (в значительной степени связанных с идеями утопического социализма), который стоял в центре его внимания уже в «Бедных людях» (см.) и «Двойнике» (см.).  подробнее

Достоевский, Фёдор Михайлович. Двойник. 1846
http://www.rvb.ru/dostoevski/01text/vol1/02.htm
Подобно «Бедным людям», «Двойник» во многом связан с художественным миром Гоголя и с поэтикой гоголевских петербургских повестей. На это указывала уже прижизненная критика. Основные сюжетные узлы повести — поражение бедного чиновника (фамилия Голядкин образована от «голяда, голядка», что, по Далю, значит: голь, нищета) в неравной борьбе с более богатым, поставленным выше него на иерархической лестнице соперником в борьбе за сердце и руку дочери «его превосходительства» и развивающееся на этой почве безумие героя — непосредственно продолжают сходные ситуации «Записок сумасшедшего. Другой главный мотив повести — столкновение героя со своим фантастическим «двойником» — также уже содержится в гоголевском «Носе». Следуя за Гоголем, Достоевский, однако, переключает действие повести в иной — трагико-фантастический — план. Он придает развертыванию событий значительно более динамический характер, чем это было у Гоголя, сближая точки зрения героя и рассказчика и изображая события в том фантастическом преломлении, какое они получают в потрясенном и лихорадочно возбужденном воображении главного героя. Сюжетом повести становятся не только реальные события, но и «роман сознания» Голядкина.  подробнее

Достоевский, Фёдор Михайлович. Белые ночи. 1848
http://www.rvb.ru/dostoevski/01text/vol2/13.htm
Полное название: Белые ночи. Сентиментальный роман (Из воспоминаний мечтателя). Размышления о типе петербургского «мечтателя» занимают важнейшее место в творчестве Достоевского 1840-х годов: «В характерах, жадных деятельности, жадных непосредственной жизни, жадных действительности, но слабых, женственных, нежных, — писал Достоевский в «Петербургской летописи», — мало-помалу зарождается то, что называют мечтательностию, и человек делается не человеком, а каким-то странным существом среднего рода — мечтателем». В герое «Белых ночей» явственны автобиографические элементы: «...все мы более или менее мечтатели!» — писал Достоевский в конце четвертого фельетона «Петербургской летописи», а в конце позднейшего фельетона «Петербургские сновидения в стихах и в прозе» (1861) вспоминал о своих «золотых и воспаленных грезах», очищающих душу и необходимых художнику. Возможно, что одним из прототипов главного героя явился друг писателя А. Н. Плещеев, которому Достоевский посвятил повесть. В исповеди героя переосмыслены некоторые мотивы плещеевской лирики.  подробнее

Достоевский, Фёдор Михайлович. Неточка Незванова. 1849
http://www.rvb.ru/dostoevski/01text/vol2/14.htm
Из задуманных шести частей «Неточки Незвановой» написано было только три: «Детство» (гл. I—III), «Новая жизнь» (гл. IV—V) и «Тайна» (гл. VI—VII). Роман остался незавершенным, так как 23 апреля 1849 г. Достоевский был арестован за участие в собраниях петрашевцев. Третья часть романа появилась в майской книжке «Отечественных записок» без подписи уже в то время, когда писатель находился в Петропавловской крепости. После каторги Достоевский отказался от мысли закончить «Неточку Незванову», переработав начало романа (имевшего в журнальной редакции подзаголовок «История одной женщины») в повесть о детстве и отрочестве героини. Поэтому отпало деление на части, а нумерация глав стала сплошной. При переделке написанного автору пришлось пожертвовать некоторыми эпизодами: так, он исключил из числа действующих лиц другого воспитанника князя, бедного мальчика-сироту Лареньку, с которым подружилась Неточка и которого она в своих записках характеризует как второго «будущего героя» повествования.  подробнее

Достоевский, Фёдор Михайлович. Село Степанчиково и его обитатели. 1859
http://www.rvb.ru/dostoevski/01text/vol3/18.htm
Критическое изображение предреформенной жизни у ряда писателей (Писемский, Островский, Щедрин) связано с развитием гоголевских традиций. Обращение Достоевского к провинциальной теме было вызвано как общими устремлениями литературы, так и обстоятельствами личной жизни писателя, на несколько лет связавшими его с русской провинцией. Герои повести в большинстве своем принадлежат к излюбленному Достоевским типу героев — обедневших и опустившихся, без определенного положения в обществе. Тема униженного человека, его ущемленного достоинства и болезненной амбиции в «Селе Степанчикове» предстала в новом ракурсе: психологически ущемленный, болезненно сознающий в душе свою духовную неполноценность человек перерастает здесь в мучителя и тирана; его переполняют мелочная злоба и ненависть к окружающим людям вместе с постоянной потребностью психологического самоутверждения за счет тиранства над ними. Ю.Н.Тынянов в статье «Достоевский и Гоголь (к теории пародии)» вскрыл пародийный пласт повести, установив, что объектом пародии в ней стали «Избранные места из переписки с друзьями» Гоголя. Повесть не раз перерабатывалась для сцены. Первая постановка была осуществлена Станиславским в 1891г.  подробнее

Достоевский, Фёдор Михайлович. Записки из Мертвого дома. 1860
http://www.rvb.ru/dostoevski/01text/vol3/19.htm
В «Записках из Мертвого дома» отражены впечатления пережитого и увиденного Достоевским на каторге в Сибири, в омском остроге, где он провел четыре года, осужденный по делу петрашевцев. Преследуя цель полного разобщения петрашевцев, царское правительство распределяло их среди уголовных преступников. Это было, конечно, особенно тяжело для писателя, но вместе с тем невольно столкнуло его с народной массой. Документальный, автобиографический характер книги придает ей глубокое своеобразие, отличает по форме, стилю и языку от других произведений писателя. «Записки из Мертвого дома» впервые в творчестве писателя ставят вопросы о причинах преступления, исследуют психологию преступника — темы, которые займут столь важное место в романах и повестях позднейшего Достоевского. Во второй части возникает и тема наказания. В «Записках» оно понимается только как внешняя, юридическая, а не внутренняя, нравственная кара. Писателя волнует жестокость, бессмысленность наказания, вопрос о его соразмерности с виной преступника.  подробнее

Достоевский, Фёдор Михайлович. Униженные и оскорбленные. 1861
http://www.rvb.ru/dostoevski/01text/vol4/21.htm
Полное название: «Униженные и оскорбленные. Роман в четырех частях с эпилогом». Это первый большой роман Достоевского после каторги. В нем отразилась идейно-художественная эволюция писателя, вынесшего из Сибири убеждение о трагической оторванности передовой русской интеллигенции от «почвы», неверие в революционный путь преобразования русской действительности. Главный герой отчасти носит автобиографический характер. Рассказ о его литературном дебюте, восторженная оценка его первого романа «критиком Б.» (т.е. В.Г.Белинским), взаимоотношения молодого писателя с его «антрепренером» (издателем) — эти и некоторые другие факты восходят к биографии молодого Достоевского, автора «Бедных людей», блистательно вступившего в 1846г. на литературное поприще и обласканного самим Белинским. Неожиданный и необъясненный в романе крах литературных надежд героя является также косвенным отражением биографии молодого Достоевского. В романе автор отказался от соблюдения строгого хронологического принципа, характерного для его последующих романов. Хронология романа, как это неоднократно отмечали исследователи, сбивчива, а исторический фон, на котором совершаются события, условен.  подробнее

Достоевский, Фёдор Михайлович. Записки из подполья. 1864
http://www.rvb.ru/dostoevski/01text/vol4/24.htm
«Записки из подполья» — произведение, открывшее новый этап в творчестве Достоевского. В центре повести характерный образ «идеолога», мыслителя, носителя хотя и странной, «парадоксальной», но в то же время теоретически замкнутой системы взглядов. Не будучи единомышленником своего «антигероя», Достоевский придал его рассуждениям такую силу доказательности, какой впоследствии отличались монологи главных героев его больших романов — Раскольникова, Ипполита Терентьева, Кириллова, Шатова, Ставрогина, Дмитрия и Ивана Карамазовых.  подробнее

Достоевский, Фёдор Михайлович. Игрок. 1864
http://www.rvb.ru/dostoevski/01text/vol4/26.htm
Полное название: "Игрок. Роман (Из записок молодого человека)". Перипетии любви героя, состоящего на службе в семействе генерала в качестве домашнего учителя, и падчерицы генерала Полины во многом повторяют сложную историю отношений Достоевского и Аполлинарии Прокофьевны Сусловой. Автору «Игрока» была близка и другая страсть главного героя — к игре. Созданный Достоевским образ «игрока» имел длинную литературную родословную. Перечень произведений мировой литературы, в которых разработан сюжет азартной игры, может быть бесконечным. Сам Достоевский указал на связь романа с пушкинскими традициями. При этом нужно иметь в виду не только названные им «Маленькие трагедии», но и «Пиковую даму». С «Пиковой дамой» «Игрока» сближают некоторые детали сюжета. Впрочем, пушкинский Германн одержим единой страстью, стремлением к богатству, которое даст ему власть над людьми; Алексей Иванович, выиграв двести тысяч, тут же их растрачивает. И в этом Достоевский видел проявление чисто русской черты характера.  подробнее


назадназад    [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ]    впередвперед


Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
Обратная связь
© INTmedia.ru


Разработка сайта: Metric
Хостинг на Parking.ru
CMS: Optimizer