Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: русская и зарубежная литература для школы Коллекция: русская и зарубежная литература для школы Коллекция: мировая художественная культураМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » XVIII в.


XVIII в. (первая четверть)

XVIII в. (вторая четверть)

XVIII в. (третья четверть)

XVIII в. (четвертая четверть)

АЛФАВИТНЫЕ УКАЗАТЕЛИ:  БИОГРАФИЯ АВТОРАЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯСТАТЬИОБЩИЙ КАТАЛОГ

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Новиков, Николай Иванович. Пустомеля. 1770
Журнал "Пустомеля" был издан Новиковым через месяц после закрытия "Трутня" — июнь 1770 года. Руководствуясь тактикой осторожности, издатель вынужден был действовать в данном случае через подставное лицо (донесение в Академию наук с просьбой печатать "Пустомелю" написано рукой Новикова от имени маклера Фока). Всего удалось напечатать только два листа, после чего и этот журнал был закрыт. Причина закрытия — продолжение Новиковым неугодной Екатерине II сатирической линии. Помимо оригинальных новиковских сочинений, в журнале были напечатаны резко обличительное "Послание к слугам моим" Фонвизина и переводное с китайского сочинение "Завещание Юнджена китайского хана к его сыну", которое звучало сатирически в контексте новиковских статей.  подробнее
  • ПУСТОМЕЛЯ.doc (application/msword, 72704 байт)
  • Новиков, Николай Иванович. Живописец. 1772-1773
    В 1772 г. Новиков приступил к выпуску еженедельного сатирического журнала "Живописец", целью к-ого стали обличения помещиков, насмешки над дворянскими нравами, показ крестьянской нужды и горя, критика представителей правительственной администрации. Новиков постарался связать "Живописец" с литературными выступлениями императрицы. Он посвятил или, как говорили в XVIIIв., "приписал" его "неизвестному" сочинителю комедии "О, время!", т.е. Екатерине II. Новиков произносит ряд комплиментов державной сочинительнице, искусно подсказывая ей цели настоящей сатиры и делая вид, что именно этим задачам и будет следовать "Живописец", как бы нимало не отступая от программы, намеченной в комедиях царицы. Хотя Екатерина II в своих комедиях вовсе не предполагала прибегать к сатире, но «приписание» было составлено настолько искусно, что императрице оставалось лишь принять его. Новиков воспользовался удачным началом и продолжал действовать в этом направлении: печатал крайне резкие статьи разоблачительного характера в промежутках между похвалами императрице. Однако затем "Живописец" заметно снизил резкость своей сатиры и в июне 1773г. издание прекратилось.  подробнее
  • ЖИВОПИСЕЦ.doc (application/msword, 763904 байт)
  • Новиков, Николай Иванович. Кошелек. 1774
    Журнал "Кошелек" издавался после "Живописца", с 8 июля по 2 сентября 1774 года. Его ведущей темой стало обличение галломанства русских дворян. Воинствующий характер сатиры на галломанствуюших помещиков подчеркнут и содержанием журнала (в ряде номеров помещен рассказ о похождениях в России француза-воспитателя), и предисловием, и самим названием журнала "Кошелек": в XVIII веке, согласно французской моде, мужчины носили парики с косами, на которые надевали сетку, называвшуюся кошельком. Этот кошелек для Новикова символ галломанства, на к-ое он и обрушивается. Сохранившаяся переписка Новикова с секретарем Екатерины II Козицким свидетельствует, что журнал привлек внимание императрицы, что издателю открыто намекнули на необходимость присылать листы журнала на просмотр. Новиков, получивший в эту пору субсидию от Екатерины для своего исторического издания "Древняя российская вивлиофика", вынужден был подчиниться. Следствием этого правительственного контроля явилась присылка Новикову сочинений, вышедших из придворных кругов, печатать к-ые он обязывался. Так появилась на страницах "Кошелька" комедия "Народное игрище" После ее напечатания Новиков на 9-ом номере прекратил издание "Кошелька".  подробнее
  • КОШЕЛЕК.doc (application/msword, 126976 байт)
  • Прево, д'Экзиль Антуан Франсуа. История кавалера де Грие и Манон Леско. 1731
    Действие романа происходит в годы Регентства, после смерти Людовика XIV (1715) и описывает роковое и всепоглощающее чувство, страсть, не нуждающуюся в согласии с разумом и даже в уважении к своему объекту, любовь, повергающую героя в пучину бедствий и обрекающую его на страдания. Молодой дворянин де Грие из-за любви к прекрасной простолюдинке Манон жертвует семьей, богатством, репутацией, общественным положением. Немалую роль в романе играет социальный фон, реальная бытовая обстановка. Здесь в единое органическое целое слиты проникновенность психологического анализа и достоверность в изображении бытовых и материальных условий существования героев. Душевные страдания людей и их повседневные заботы о деньгах оказываются в романе Прево связанными воедино. Но счастью влюбленных мешают и причины внутренние. В характере Манон тесно переплетены добро и зло. Де Грие так страстно увлечен Манон, что может потерять самообладание и совершать поступки, противоречащие понятиям о чести и достоинстве. И все же Прево приходит к выводу, что природа вкладывает в человека и дурные и хорошие инстинкты и дает ему возможность следовать хорошим побуждениям. Дж.Пуччини и Ж.Массне создали по роману оперы.  подробнее
  • История кавалера де Грие и Манон Леско.doc (application/msword, 1040384 байт)
  • Радищев, Александр Николаевич. Вольность. 1773
    Ода "Вольность" впервые с сокращениями была напечатана в книге Радищева "Путешествие из Петербурга в Москву".  подробнее
  • Вольность.doc (application/msword, 140800 байт)
  • Радищев, Александр Николаевич. Путешествие из Петербурга в Москву. 2-ая половина 1780-х гг.
    В "Путешествии из Петербурга в Москву" Радищев, используя традиционный сюжет путешествия, даёт панорамную картину жизни основных сословий русского общества в её социальных и нравственных аспектах. Книга была напечатана в домашней типографии Радищева и издана анонимно и вскоре стала широко известна как одно из наиболее ярких проявлений русской свободолюбивой мысли рубежа XVIII-XIXвв. В своём «Путешествии из Москвы в Петербург» Пушкин явно восходит к Радищеву.  подробнее
  • Путешествие из Петербурга в Москву.doc (application/msword, 1334272 байт)
  • Распе, Рудольф Эрих. Приключения барона Мюнхгаузена. 1785
    В основу фантастических "Приключений барона Мюнхгаузена" положены рассказы действительно жившего в XVIII веке в Германии барона Мюнхгаузена (1720-1797). Он был военным, некоторое время служил в России и воевал с турками. Вернувшись в свое поместье в Германии, Мюнхгаузен вскоре стал известен как остроумный рассказчик, выдумывавший самые невероятные приключения. В 1781 году некоторые из них были напечатаны. В 1785 году немецкий писатель Э.Распе обработал их и издал. Известны также другие авторы рассказов о Мюнхгаузене (книги Г. А. Бюргера, К. Л. Иммермана).  подробнее
  • Приключения барона Мюнхгаузена.doc (application/msword, 266752 байт)
  • Ричардсон, Сэмюэл. Памела, или Вознагражденная добродетель. 1740
    Сюжет романа составляет назидательная история Памелы Эндрюс, служанки из семьи бедных селян, на целомудрие к-ой покушается сын ее покойной госпожи и покровительницы. Нравственная чистота Памелы, ее ум и кротость пленяют сквайра настолько, что, презрев сословные преграды, он предлагает своей служанке стать его законной женой. Роман состоит из писем Памелы к родителям, в к-ых она рассказывает в мельчайших подробностях, момент за моментом об уловках, соблазнах и преследовании беспутного дворянина. В ответ на бурный читательский успех Ричардсон написал продолжение романа, в к-ом Памела также подробно описывает свою семейную жизнь. Форма романа в письмах позволяет с глубокой психологической достоверностью раскрыть душевный мир героини. Награждая Памелу за добродетель венчальным кольцом, Ричардсон, сам того не желая, дал повод обвинить девушку в расчетливости. Однако главной задачей писателя было создать образ героини, раздираемой противоречием: сохранить добродетель – и не потерять человека, к-го она полюбила. Неопытность в сочетании с сильной и чувственной натурой, осознающей свои права личности, сделали этот конфликт еще более острым.  подробнее
  • pamela1.pdf ( application/pdf, 577310 байт)
  • pamela2.pdf ( application/pdf, 571693 байт)
  • pamela3.pdf ( application/pdf, 519706 байт)
  • pamela4.pdf ( application/pdf, 519981 байт)
  • Руссо, Жан Жак. Общественный договор. 1762
    Трактат по истории и теории государственного права, в к-ом Руссо выразил свои социально-политические воззрения. По существу, это подробно изложенная идеальная конституция, к-ая, по убеждению писателя, может обеспечить любому государству максимум свобод и равноправие граждан. Руссо считает, что главное - не в форме государственного правления, а в характере отношения власти с населением страны. В основе любого государства должен лежать общественный договор между правительством и народом. Цель этого договора - благо всех граждан; он гарантирует основные их права - свободу, равенство, неприкосновенность собственности. Абсолютная власть принадлежит народу, а законодатель - лишь агент общей воли. Любое правительство должно быть под постоянным контролем народа и может быть им упразднено, если оно нарушит договор. Народ же, имея суверенные права, обязан их уважать, быть преданным принципам религии, морали, выполнять законы. Договор воплощает знаменитый парадокс Руссо: вступая в общество, человек утрачивает все свои права, однако в действительности он ничего не теряет: он выступает и как субъект, и как создатель законов и тем самым на поверку подчиняется лишь себе самому.  подробнее
  • Об Общественном договоре.doc (application/msword, 1183232 байт)
  • Свифт, Джонатан. Путешествие Гулливера. 1720-1725
    Замысел книги «Путешествие Гулливера» возник в 1713-14гг., когда кружок друзей – поэт А.Поуп, Свифт, писатели Д.Арбетнот и Д.Гей решили вместе создать сатиру на невежество и псевдоучёность в форме путешествий вымышленного персонажа – педанта Мартина Скриблеруса. Фрагменты задуманной сатиры были напечатаны в «Собрании разных сочинений» в 1726-27гг. В незаконченных «Мемуарах Скриблеруса», напечатанных только в 1741г. и принадлежащих перу Арбетнота и Поупа, 4 путешествия Гулливера были приписаны Скриблерусу. Свифт писал книгу в 1720-25гг. Ему нелегко было найти издателя для неё: у всех ещё в памяти было судебное преследование, которому подвёргся типограф, опубликовавший анонимно «Письма суконщика» (1724), написанные Свифтом. Скрывая и на этот раз своё авторство, Свифт 8 августа 1726г. направил лондонскому издателю Б.Мотту «Путешествие Гулливера» с письмом, подписанным Ричардом Симпсоном, «родственником и доверенным лицом капитана Гулливера». Книга была издана анонимно и мгновенно распродана. Опасаясь неприятностей от властей, издатель сократил наиболее резкие суждения в книге, чем вызвал недовольство автора. Однако ещё долго книга выходила с цензурными сокращениями.  подробнее
  • Путешествие Гулливера.zip ( application/x-zip-compressed, 358073 байт)

  • назадназад    [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ]    впередвперед


    Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

    Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
    Обратная связь
    © INTmedia.ru


    Разработка сайта: Metric
    Хостинг на Parking.ru
    CMS: Optimizer