Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: русская и зарубежная литература для школы Коллекция: русская и зарубежная литература для школы Коллекция: мировая художественная культураМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » XVIII в.


XVIII в. (первая четверть)

XVIII в. (вторая четверть)

XVIII в. (третья четверть)

XVIII в. (четвертая четверть)

АЛФАВИТНЫЕ УКАЗАТЕЛИ:  БИОГРАФИЯ АВТОРАЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯСТАТЬИОБЩИЙ КАТАЛОГ

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Княжнин, Яков Борисович. Росслав. 1784
В основу сюжета трагедии лег сильно переработанный эпизод из истории борьбы Швеции за национальную независимость (подробнее см. в примеч.). Новый для русской драматургии "шведский" колорит "Росслава" был, по-видимому, следствием общего интереса в России к истории Дании и Швеции, свидетельством которого служит появление в 1760-80-е годы ряда переводов книг по истории этих стран. Говоря о войне России и Швеции, Княжнин допускает хронологическую вольность. Хотя Россия и Швеция воевали многократно, но Христиан II, о котором идет речь в трагедии, с Россией не воевал. "Росслав" был впервые поставлен 8 февраля 1784г. Успех трагедии был необычайным, однако после начала Французской революции она была исключена из репертуара петербургского театра: с 1789 по 1801г. не состоялось ни одного представления "Росслава" (в Москве "Росслав" шел и в 1790-х). Негласное запрещение с трагедии было снято только в нач. XIXв., и она прочно удерживалась в репертуаре русских театров до сер.1810-х гг., однако подвергалась изменениям: 1) значительно сокращались монологи; 2) несколько модернизировался язык (таких поправок мало); 3) выбрасывались или переделывались идеологически "неподходящие" монологи и реплики.  подробнее
  • РОССЛАВ.doc (application/msword, 301568 байт)
  • Княжнин, Яков Борисович. Вадим Новгородский. 1789
    Трагедия "Вадим" была создана вскоре после появления пьесы "Историческое представление из жизни Рурика", автор к-ой Екатерина II (1786г., в основе - летописное предание 863г. о расправе Рюрика с восставшими против него новгородцами). В этой пьесе Рурик представлен как мудрый и справедливый правитель, его протагонист Вадим - мятежник, незаконно претендующий на княжеский престол. Победа Рурика становится апофеозом монархического правления. Княжнин резко отошел в своей трагедии от замысла Екатерины. В его пьесе самодержавию противопоставляется республика, а просвещенному монарху - идеальный республиканец. Поступками Вадима руководит не зависть, не стремление к власти. Он видит превосходство республиканских порядков над монархическими и до последнего остается верным своим идеалам. Хотя трагедия заканчивается победой добродетельного и мудрого монарха, но образ Вадима, предпочитающего смерть унизительному подчинению, придавал произведению антимонархическое звучание. В связи с начавшейся во Франции революцией Княжнин был вынужден взять трагедию из театра. Опубликованная 2 года спустя после смерти автора, она вызвала гнев правительства, была запрещена и публично сожжена (см. примечания).  подробнее
  • ВАДИМ НОВГОРОДСКИЙ.doc (application/msword, 280576 байт)
  • Княжнин, Яков Борисович. Дидона. Конец 1760-х годов
    В основе сюжета трагедии лежит обработка двух мифов. Согласно одному из них, гетульский (или берберский) царь Ярб (Гиарб) воспылал страстью к карфагенской царице Дидоне и угрожал разрушить Карфаген, если Дидона не станет его женой. Чтобы спасти от гибели подданных, Дидона кончила жизнь самоубийством. Другой (римский) вариант мифа подробно разработан Вергилием в поэме "Энеида". Эней, сын правителя дарданов Анхиза и Афродиты, участвовал в Троянской войне и после поражения Трои бежал с незначительным количеством троянцев. После многих приключений он попал в Карфаген, где его полюбила Дидона. Эней, по повелению Зевса, был вынужден покинуть Дидону, и она окончила жизнь самоубийством. Сюжет этих двух мифов неоднократно привлекал внимание европейских художников, драматургов, композиторов. На трагедию Княжнина оказали влияние трагедии французского писателя Лефран де Помпиньяна "Дидона" (1734) и итальянского драматурга Метастазио "Покинутая Дидона" (1724). Последняя неоднократно ставилась в России с музыкой Арайи. На тот же сюжет написаны многочисленные балеты под названием "Оставленная Дидона" с музыкой разных композиторов.  подробнее
  • ДИДОНА.doc (application/msword, 244224 байт)
  • Лесаж, Ален Рене. Хромой бес. 1709
    "Хромой бес" был навеян одноименным романом Луиса Белеса де Гевары (1641). Лесаж позаимствовал у испанского писателя XVII в. канву романа - историю студента Клеофаса, который спасает Хромого беса (Лесаж дал ему имя Асмодей) из тягостного плена у алхимика, а тот в знак благодарности показывает избавителю Мадрид и те стороны общественной жизни, о к-ых принято умалчивать. Под видом испанской действительности Лесаж рисует картины французской жизни и создает типичных для Франции героев: он водит читателя по дворцам и лачугам, по площадям и закоулкам Мадрида (в действительности - Парижа); он приподымает крыши домов, показывая частную жизнь своих героев, и дает возможность читать затаенные мысли людей самых различных общественных положений, возрастов, профессий (среди героев - сапожник, аптекарь, врач, юрист, трактирщик, писатель) и характеров (например, скупца, кокетки, волокиты, глупца и т. д.). Моральные пороки писатель связывает с социальной принадлежностью персонажей. Испорченность людей - это следствие испорченности общества, в к-ом деньги стали заменять все: и ум, и талант, и родовитость, и различные заслуги.  подробнее
  • Хромой бес.doc (application/msword, 1588224 байт)
  • Лесаж, Ален Рене. Приключения Жиль Бласа из Сантильяны. 1715-1735
    Действие плутовского романа происходит в Испании, однако герои и сюжет - французские. В нем представлена галерея представителей различных слоев общества и потому он стал подлинной энциклопедией французской жизни первой половины XVIIIв. Рисуя огромное социальное полотно, Лесаж последовательно показывает взаимодействие личности и среды: его герой - не наблюдатель жизни, но ее порождение. В первой книге Жиль Блас, сын бедного конюха и дуэньи, честный, неглупый и очень доверчивый, пытается выбиться в люди, но постоянно становится жертвой обмана. Вторая книга рассказывает о том, как Жиль Блас начинает учиться жизни у опытных мошенников и быстро приспосабливается к среде, в к-ой главное - деньги. В третьей и четвертой книгах сфера представлен Мадрид, королевский двор. Герой, полностью избавившись от прежних иллюзий, учится лицемерию, низкопоклонству, лести, осторожности. В отличие от своего современника Вольтера, Лесаж не обладал философским складом ума, он был просто внимательным наблюдателем, не склонным к пропаганде. Утверждали, что существовал испанский оригинал "Жиль Бласа", к-ый Лесаж, как и во многих других случаях, просто обработал, однако подтверждений этому нет.  подробнее
  • Похождения Жиль Бласа из Сантильяны.doc (application/msword, 5391872 байт)
  • Лессинг, Готхольд Эфраим. Минна фон Барнхельм. 1763-1767
    В комедии "Минна фон Барнхельм" (Minna von Barnhelm, 1767; на рус. впервые "Солдатское счастье", 1779.) Лессинг дает яркий конфликт любви и чести. Ее действие происходит в Берлине, тотчас после Губертсбургского мира (1763г.), положившего конец Семилетней войне. Таким образом, пьеса целиком построена на самом злободневном материале, ее герои взяты из повседневной жизни, говорят живым и образным языком. Лессинг создал образец "серьезной" комедии, в к-ой комический элемент сочетается с разрешением глубоких нравственных и социальных проблем. Герой комедии майор фон Телльхейм - гордый и независимый в своих суждениях и поступках человек, к-ый превыше всего ставит чувство долга, достоинство личности. Однако честность и преданность Телльхейма не ограждают его от произвола властей, и лишь находчивость и оптимистическое отношение к жизни его невесты, саксонской аристократки Минны фон Барнхельм, помогает влюбленным преодолеть возникающие на их пути препятствия и недоразумения. Несовершенству социальной организации страны, раздробленности Германии в угоду ее многочисленным правителям Лессинг противопоставляет своих героев, исповедующих личную свободу, справедливость и подлинную человечность.  подробнее
  • Минна фон Барнхельм.doc (application/msword, 602112 байт)
  • Лессинг, Готхольд Эфраим. Эмилия Галотти. 1772
    В основе драмы - сюжет из "Римской истории" Тита Ливия о трагической гибели дочери римского плебея Виргинии. Тиран Аппий Клавдий вознамерился силой овладеть ею. Отец заколол Виргинию собственной рукой, ограждая дочь от позора. Это событие привело к восстанию плебеев и к гибели тирана. Лессинг перенес действие в современную Италию, в к-ой, как и в Германии, царил деспотический произвол мелких князей. Он работал над трагедией 15 лет: первый замысел ее относится к 1757 г. В "Эмилии Галотти" подвергается всесторонней критике с позиций просветительства практика неограниченной власти. Однако при этом автор ставит перед собой задачу явить в современных обстоятельствах благородный строй античной трагедии, не ограничиваясь социальным протестом, столь характерным для буржуазной трагедии. Он создает стройную драматическую композицию, все элементы к-ой способствуют глубокому и целенаправленному воплощению авторской идеи. "Эмилия Галотти" имела огромный и длительный успех на сцене и оказала значительное влияние на немецкую литературу. Под прямым влиянием художественных и теоретических достижений Лессинга молодой Шиллер создал первую немецкую политическую драму "Коварство и любовь".  подробнее
  • Эмилия Галотти.doc (application/msword, 497664 байт)
  • Лессинг, Готхольд Эфраим. Натан Мудрый. 1779
    Последняя и самая популярная, хотя драматургически не самая совершенная из пьес Лессинга. Ее создание падает на годы его интенсивной полемики с богословами. Публикация сочинений немецкого деиста Г.С.Реймаруса, осуществленная Лессингом, вызвала резкие окрики со стороны церковников. Лессинг ответил памфлетом, направленным против гамбургского пастора Геце. Однако дальнейшая полемика была запрещена, и Лессинг вынужден был обратиться к иносказанию: так появилась драма-притча. Ее действие происходит около 1192г., во времена крестовых походов при дворе правящего Иерусалимом султана Саладина, где сталкиваются представители трех религий: иудаизма, ислама и христианства. Философский смысл драмы сконцентрирован в притче о трех кольцах, которую купец Натан рассказывает султану. Лессинг заимствовал эту легенду из "Декамерона" Боккаччо, но ввел в притчу новый мотив, меняющий ее главный смысл. У Боккаччо основной идеей было равенство всех религий; Лессинг доказывает, что в действительности достоинство людей и народов определяет не их религия, а их дела, поступки. Это первая значительная немецкая драма, написанная белым стихом, к-ый впоследствии стал типичным для классической немецкой драмы.  подробнее
  • Натан Мудрый.doc (application/msword, 1463808 байт)
  • Ломоносов, Михаил Васильевич. Ода... на взятие Хотина 1739 года. 1739
    Полное название: "Ода блаженныя памяти государыне императрице Анне Иоанновне на победу над турками и татарами и на взятие Хотина 1739 года". Была написана М.В. Ломоносовым в Германии в связи со взятием 19 августа 1739 года русскими войсками турецкой крепости Хотин в Молдавии. Ломоносов прислал оду в Академию наук вместе с "Письмом о правилах российского стихотворства".  подробнее
  • ОДА НА ВЗЯТИЕ ХОТИНА.doc (application/msword, 49664 байт)
  • Ломоносов, Михаил Васильевич. Письмо о правилах российского стихотворства. 1739
    Было послано М.В. Ломоносовым в 1739 году из Фрейберга (Германия) в Петербург вместе с "Одой на взятие Хотина" (1739) членам Российского собрания при Академии наук. "Письмо" содержало в себе дальнейшее развитие силлабо-тонического принципа, введенного впервые в русское стихосложение В.К. Тредиаковским в "Новом и кратком способе к сложению стихов российских" (1735).  подробнее
  • ПИСЬМО О ПРАВИЛАХ РОССИЙСКОГО СТИХОТВОРСТВА.doc ( application/msword, 80384 байт)

  • назадназад    [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ]    впередвперед


    Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

    Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
    Обратная связь
    © INTmedia.ru


    Разработка сайта: Metric
    Хостинг на Parking.ru
    CMS: Optimizer