Российский общеобразовательный портал
Российский общеобразовательный портал
Министерство образования и науки РФ
ГлавнаяКаталогДобавить ресурс Поиск по каталогу: простой / расширенный
Коллекция: русская и зарубежная литература для школы Коллекция: русская и зарубежная литература для школы Коллекция: мировая художественная культураМузыкальная коллекцияКоллекция: исторические документыКоллекция: естественнонаучные экспериментыКоллекция: право в сфере образованияКоллекция: диктанты - русский языкКоллекция: история образованияКоллекция по зоологии

Каталог ресурсов » XVIII в.


XVIII в. (первая четверть)

XVIII в. (вторая четверть)

XVIII в. (третья четверть)

XVIII в. (четвертая четверть)

АЛФАВИТНЫЕ УКАЗАТЕЛИ:  БИОГРАФИЯ АВТОРАЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯСТАТЬИОБЩИЙ КАТАЛОГ

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Тредиаковский, Василий Кириллович. Стихи похвальные России. 1728
"Стихи похвальные России" были написаны в Париже, во время обучения Тредиаковского в Сорбоннском университете математике, философии и богословию. Они выразили тоску и ностальгию автора по России, став одновременно началом традиции русской патриотической лирики и классикой нового русского стихосложения. Стихи широко распространились в рукописи, были очень популярны и тогда же были положены на музыку не известным ныне композитором. Написаны силлабическим размером – десятисложником. Опубликованы в первой книге Тредиаковского "Стихи на разные случаи", изданной как приложение к его переводу романа П.Тальмана "Езда в Остров Любви" (СПб., 1730).  подробнее
  • СТИХИ ПОХВАЛЬНЫЕ РОССИИ.doc (application/msword, 33280 байт)
  • Тредиаковский, Василий Кириллович. Езда в остров Любви. 1730
    Перевод полупрозаического, полустихотворного романа французского писателя Поля Тальмана (1642-1712) "Le voyage a l'ilе d'Amour" (1663). Перевод был сделан Тредиаковским во время пребывания за границей. Книга, в к-ую входил перевод романа и оригинальные произведения Тредиаковского "Стихи на разные случаи", произвела большое впечатление на русских читателей того времени. Роман Тальмана представляет собой аллегорическое изображение различных фаз любовного чувства и поведения любящих. Герой романа Гирсис, очутившись на острове Любви, влюбляется в Аминту и, предводительствуемый Купидоном, странствует по острову, попадая тo в поместье Беспокойности, то в город Надежды, около которого расположена пещера Жестокости, то в замок Искренности и в замок Прямыя Роскоши, знаменующий апофеоз любовного чувства. 1-ая часть романа, посвященная искренней любви к Аминте, завершается описанием страданий от разлуки с возлюбленной. Во 2-ой части (роман написан в форме двух писем Тирсиса к другу Лициде) описываются любовные похождения Тирсиса, разочаровавшегося в Аминте и волочащегося за разными красавицами. В заключение Тирсис, познавший любовь, покидает остров Любви, посвятив себя отныне делам славы.  подробнее
  • ИЗ РОМАНА ЕЗДА В ОСТРОВ ЛЮБВИ.doc (application/msword, 165376 байт)
  • Тредиаковский, Василий Кириллович. Новый и краткий способ к сложению российских стихов с определением до сего надлежащих знаний 1735
    Трактат Тредиаковского "Новый и краткий способ к сложению российских стихов с определением до сего надлежащих знаний" стал первым опытом теоретического и практического создания системы русского стихосложения (подробнее см. примечания). В нем Тредиаковский указал на то, что способ сложения стихов зависит от природных свойств языка. Поскольку в русском стихе ударение не закреплено за определенным слогом, то силлабика - система стихосложения, основанная на упорядоченности числа слогов в стихе, пригодная для языка с постоянным ударением - русскому стихосложению не подходит. Вместо нее Тредиаковский предложил силлабо-тоническую систему, основанную на правильном чередовании ударных и безударных слогов. При этом он накладывал на нее ряд ограничений, против которых выступил М.В.Ломоносов в своем "Письме о правилах российского стихотворства" (1739). Таким образом, Тредиаковский положил начало реформе русского стихосложения, а Ломоносов продолжил ее и утвердил силлабо-тоническое стихосложение. Кроме того, в трактате Тредиаковский изложил систему литературных жанров классицизма и дал первые в русской поэзии образцы сонета, рондо, мадригала, оды.  подробнее
  • НОВЫЙ И КРАТКИЙ СПОСОБ К СЛОЖЕНИЮ РОССИЙСКИХ СТИХОВ.doc (application/msword, 447488 байт)
  • Тредиаковский, Василий Кириллович. О древнем, среднем и новом стихотворении российском. 1755
    В теоретическом сочинении "О древнем, среднем и новом стихотворении российском" (1755) Тредиаковский дал исторический очерк силлабической поэзии. Историю русского стихотворства он делит на 3 периода. Первый он относит к временам язычества и за неимением "надлежащих и достойных образцов" характеризует его чисто гипотетически. Стихотворцами того времени являлись, по его мнению, "богослужители", т.е. языческие жрецы. Стихосложение было "тоническим, состоящим из стоп, господствовали в нем хорей... ямб... дактиль и анапест". Последовавшая христианизация истребила, по словам писателя, "идольские богослужения" и древнее стихотворство стало существовать лишь в песнях простого народа. Второй период падает на XVII и начало XVIII в. Он представлен поэтическими произведениями Симеона Полоцкого, Сильвестра Медведева, Кариона Истомина, Ивана Ильинского, Антиоха Кантемира. Поэзия этого времени - силлабическая. Она лишена стоп, ритма, но приобрела рифму. Тредиаковский не принимает силлабику, он считает ее чужеродным и случайным явлением в нашей поэзии. Третий период ознаменован появлением тонического (т.е. силлабо-тонического) стихосложения.  подробнее
  • О ДРЕВНЕМ, СРЕДНЕМ И НОВОМ СТИХОТВОРЕНИИ РОССИЙСКОМ.doc (application/msword, 173056 байт)
  • Тредиаковский, Василий Кириллович. Тилемахида, или Странствование Тилемаха, сына Одиссеева, описанное в составе ироической пиимы. 1766
    Поэма на основе прозаического романа предшественника фр. Просвещения Фенелона (1651-1715) "Похождения Телемака, сына Улисса" создана как героическая по образцу гомеровского эпоса и имеет соответственное название "Тилемахида". В предисловии Тредиаковский раскрывает свое понимание жанра героической поэмы. Сюжет ее должен быть связан с античным миром, ее героями не могут быть исторически достоверные лица ни древнего, ни нового времени (отрицат. пример "Генриада" Вольтера), и написана она должна быть только гекзаметром. Выбор действующих лиц и сюжет "Тилемахиды" полностью отвечает теоретическим требованиям автора. Начинается поэма с зачина, характерного для древнегреческого эпоса, имеет краткое изложение содержания, в текст введены сложные эпитеты наподобие гомеровских, отсутствующие у Фенелона. При этом Тредиаковский бережно сохраняет просветительский пафос романа Фенелона. Он осуждает деспотизм правителей, их пристрастие к роскоши и неге, неумение царей отличать добродетельных людей от корыстолюбцев и стяжателей, льстецов, которые окружают престол и мешают монархам видеть истину. "Тилемахида" вызвала различное отношение к себе как у современников, так и у потомков (см. прим.).  подробнее
  • ИЗ ТИЛЕМАХИДЫ.doc (application/msword, 136192 байт)
  • Тредиаковский, Василий Кириллович. Ода торжественная о сдаче города Гданска. Июль 1734
    Написана в июле 1734г., одновременно с прозаическим посвящением Бирону как первому лицу при императрице, воспеваемой в оде, и послесловием "Рассуждение об оде вообще". Осада Гданьска была одним из эпизодов так называемой "войны за польское наследство" (1733-1735гг.). Польша отказывалась признать завоевания Петра I в Прибалтике, закрепленные Ништадтским мирным договором, и претендовала на Курляндию. После смерти польского короля Августа II Россия поддержала кандидатуру его сына Августа III, саксонского курфюрста, обещавшего отказаться от претензий на Курляндию. Франция поддерживала другого претендента - Станислава Лещинского, тестя Людовика XV. Гданьск, где укрывался Станислав в ожидании франц. флота, был осажден русскими войсками. В июне 1734г. под Гданьском французский флот был обращен в бегство русским флотом, двухтысячный франц. десант был захвачен в плен. Гданьск капитулировал и признал власть Августа III. Перед капитуляцией города Станислав бежал в Пруссию. В послесловии к изд. 1734г. ("Рассуждение об оде вообще") Тредиаковский отмечает как образцы оду Буало на взятие города Намюра и оду на коронование Петра II, написанную Феофаном Прокоповичем на латинском языке (см.прим).  подробнее
  • ОДА ТОРЖЕСТВЕННАЯ О СДАЧЕ ГОРОДА ГДАНСКА.doc (application/msword, 78336 байт)
  • Тредиаковский, Василий Кириллович. Стихи всемилостивейшей государыне императрице самодержице всероссийской Анне Иоанновне по слове похвальном. Между 15 января и 3 февраля 1732
    15 января 1732г. состоялся торжественный въезд императрицы Анны в Петербург. К ее приезду Тредиаковский сочинил прозаическую «Речь поздравительную». По-видимому, тогда же она была произнесена, а императрица Тредиаковскому "всемилостивейше повелеть... изволила, чтобы каковое-нибудь слово сочинил". Тредиаковский сочинил прозаическое похвальное слово и "Стихи". Все это было прочитано перед императрицей 3 февраля 1732г. В похвальном слове Тредиаковский особо отмечает заслугу Анны, пресекшей попытки верховников ограничить самодержавие, и как программу деятельности императрицы выдвигает следование реформам Петра I ("Что Петр начал, то Анна совершает, украшает и примножает"). В этом состоит также и смысл "Стихов". Написано силлабическим размером – девятисложником (основная часть каждой строфы) и тринадцатисложником (заключительные строки строф). Стихотворение очень интересно как пример торжественной оды, написанный до канонизации этого жанра и потому как бы приоткрывающий его естественную структуру и семантическое наполнение.  подробнее
  • СТИХИ ПО СЛОВЕ ПОХВАЛЬНОМ.doc (application/msword, 26624 байт)
  • Филдинг, Генри. История Тома Джонса, найденыша. 1749
    «История Тома Джонса, найдёныша» вышла в свет в Лондоне в начале 1749г. Во многих своих чертах роман является почти документальным. В нём фигурируют десятки реальных личностей, названы реальные улицы городов и почтовые тракты, питейные заведения, кофейни и таверны. Роман отличает своеобразная композиция. Он состоит из собственно повествовательной части и вступительных глав к отдельным книгам. «Том Джонс» это одновременно и увлекательный роман, и не менее увлекательный эстетический трактат. Фильдинг обосновывает в своих "предисловиях" права и возможности нового жанра, создателем и законодателем которого себя провозглашает. В них же высказывает свои нравственные взгляды, давая своеобразный комментарий к поступкам героев. И в них же полемизирует со своими литературными противниками. На русском впервые издан в 1770г., в переводе с французского.  подробнее
  • Том Джонс.zip ( application/x-zip-compressed, 1353529 байт)
  • Фонвизин, Денис Иванович. Бригадир. 1766-1769
    Создавая "Бригадира", Фонвизин ещё следовал традициям классицизма, что сказалось в чётком делении персонажей на добродетельных и порочных, в подчёркивании одной черты характера героя, в соблюдении единств времени, места. Однако в комедии по-новому представлен образ жизни, быт героев: если у драматургов классицизма быт обычно изображался как сумма смешных явлений "низменной" жизни, нередко лишённых всякой национальной окраски, то у Фонвизина показаны именно русские нравы и обычаи.  подробнее
  • Бригадир.doc (application/msword, 349696 байт)
  • Фонвизин, Денис Иванович. Недоросль. 1781
    Указом 1714г. Пётр I повелел всем дворянам вступить на военную или гражданскую службу. Дворяне, не получившие образования, на службу не принимались, и им запрещено было жениться. "Недорослями" официально называли молодых дворян, ещё не получивших свидетельства об образовании. Во времена Фонвизина дворянские дети обязаны были трижды являться на проверку: в семь лет, в двенадцать (должны были доказать, что могут "совершенно читать и чисто писать") и в пятнадцать (экзаменовали по одному из иностранных языков - французскому или немецкому, Закону Божию, арифметике и геометрии). С пятнадцати до двадцати лет недоросль обязан был учиться ещё географии, истории и артиллерии. Не выдержавшие при повторной проверке испытаний зачислялись в рядовые без права повышения по службе.  подробнее
  • Недоросль.doc (application/msword, 470528 байт)

  • назадназад    [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ]    впередвперед


    Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

    Российский общеобразовательный портал - Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год
    Обратная связь
    © INTmedia.ru


    Разработка сайта: Metric
    Хостинг на Parking.ru
    CMS: Optimizer